Массовыми задержаниями в Минске завершились, так и не начавшись, мероприятия в честь национально ориентированного Дня Воли, посвященного созданию Белорусской народной республики в 1918 году. На 99-ю годовщину неофициальный праздник должен был стать продолжением ряда акций протеста против так называемого декрета о тунеядцах. Власти Белоруссии не согласовали требуемые оппозицией площадки и маршруты, поэтому акции и митинги 25 марта были несогласованными. Несмотря на несанкционированный характер мероприятия, по данным местной прессы, на улицы белорусской столицы вышли несколько тысяч человек.
В центр города утром в субботу было стянуто значительное количество силовиков, в том числе прибыли ОМОН и спецтехника. Протестующие намеревались собраться возле Академии наук и кинотеатра «Октябрь», однако здесь милиция совместно с ОМОНом заблокировали улицы и площади, чем помешали попыткам людей объединиться в группы.
Шествие от Академии наук в сторону площади Якуба Коласа по проспекту Независимости вскоре после старта закончилось массовыми задержаниями.
Отмечается, что акции в Минске прошли без лидеров оппозиции, многих из которых задержали ранее.
Как пишут местные СМИ, силовики сразу же отправляли в автозаки всех, у кого были флаги или плакаты. Сообщается и о задержаниях журналистов, в том числе иностранных. Поезда метро перестали останавливаться на нескольких станциях в центре города, наземный транспорт также проезжал мимо некоторых остановок.
Официальной информации о числе задержанных нет, журналисты местных негосударственных и иностранных изданий говорят о сотнях людей, которых увозили в участки.
Государственные СМИ, в свою очередь, делают акцент на том, что акции не были согласованы и полиция «решительно действовала в строгом соответствии с законодательством». На сайте агентства «Белта» приводится мнение, что провозглашенные цели организаторов «не были поддержаны в обществе», а отдельные участники акции «намеренно вели себя провокационно, явно стремясь создать «яркую картинку» для тиражирования в СМИ».
Акции, приуроченные ко Дню Воли, прошли и в других крупных городах — Бресте, Гродно, Гомеле и Витебске. Наблюдатели отметили, что там собрались по несколько сотен человек, но акции прошли спокойно и местами при поддержке администраций.
Ранее на этой неделе президент Белоруссии Александр Лукашенко обвинил «пятую колонну» в нагнетании ситуации в стране.
«Имеется в виду попытка нашей «пятой колонны» при поддержке <...> финансировании западных фондов и руководстве западными спецслужбами наших отморозков, которые сбежали за границу, — попытка нагнетать ситуацию в Беларуси. Мы с этим справимся. Это не проблема», — заявил президент во время совещания по вопросам организации белорусско-российских учений «Запад-2017».
Позже он рассказал о задержании нескольких десятков боевиков, готовивших «провокацию с оружием». По словам Лукашенко, их тренировали в лагерях на территории Белоруссии, Украины и «где-то» в Литве или Польше. Вскоре КГБ Белоруссии возбудил уголовное дело по факту обучения и подготовки к участию в массовых беспорядках. В Комитете госбезопасности рассказали о «профессионально подготовленных боевиках возрастом от 25 до 43 лет», с огнестрельным оружием, гранатами, метательными ножами и топорами. Тогда же Лукашенко пообещал дать отпор бандитизму и любой другой противоправной деятельности на территории республики.
Между тем в начале марта он рассказал, что власти не против демонстраций, но гражданам стоит выражать свое мнение и собираться в отведенных местах, «как в развитых странах Запада». В то же время Лукашенко заявил, что «провокаторов надо повыковыривать, как изюм из булки».
Всплеск протестной активности граждан республики в начале года против декрета о тунеядцах и экономической стагнации стал самым массовым со времен антиправительственных митингов 2010 года. Первые акции в феврале и марте проходили мирно, позже ОМОН стал отправлять протестующих в автозаки и развозить по участкам.
Декрет о тунеядцах был принят президентом Белоруссии Александром Лукашенко в апреле 2015 года. Согласно документу, граждане, которые не участвуют в финансировании государственных расходов, обязаны выплатить государству базовый налог в размере 20 величин (около $200). Лица, избегающие уплаты взноса, по тому же закону обязаны выплатить дополнительный штраф либо могут столкнуться с административным арестом. Действие декрета не распространяется на пенсионеров, недееспособных и инвалидов. Однако уже на следующий год стало очевидно, что закон о тунеядцах неэффективен. В налоговом ведомстве сообщили, что налог уплатили лишь 10% граждан, получивших извещение.