За неделю до сбора федерального совета — консультативного органа, по составу близкого к федеральному съезду партии, — прошло заседание политкомитета «Яблока». На нем основатель и неформальный лидер партии Григорий Явлинский заявил о необходимости коренной реформы внутри партии. К такому решению политическое руководство подтолкнули итоги прошлогодней парламентской кампании, в результате которой партия получила чуть больше миллиона голосов — 1,99% от числа проголосовавших, согласно итоговому протоколу ЦИК. Явлинский констатировал изменение условий политической жизни, сказавшееся на финальных цифрах. Обсудить, каким образом подстраиваться под эти новые условия, и собрались члены федерального совета со всей страны.
«Яблоко» дало свою оценку выборам практически сразу по их завершении. Председатель партии Эмилия Слабунова единственная из руководителей партии приехала на заключительное заседание Центральной избирательной комиссии по итогам выборов, проходившее поздней ночью. Перед подписанием итогового протокола она донесла до ЦИК и ее председателя Эллы Памфиловой отказ партии от признания официальных итогов выборов. Основанием такого решения были заявлены неравные условия, в которых находились парламентские и непарламентские партии в ходе кампании, а также большое количество нарушений в процессе голосования.
Впрочем, внутри партии поражение все равно было воспринято довольно болезненно. Подробному анализу кампании были посвящены выступления перед федеральным советом Эмилии Слабуновой и ее заместителя Николая Рыбакова. Последний осудил склонность сопартийцев к самобичеванию и привел данные общественной организации «Голос», проводившей независимый подсчет голосов по всей стране. Согласно им, социал-либералы получили 6,8% голосов.
Также Рыбаков обратил внимание на то, что примерно половина актива наблюдателей «Голоса» эмигрировали из страны со времен пика активности организации в 2012 году.
Сама необходимость адаптации «Яблока» под новые условия не поддавалась сомнению. Но решать, как именно ее проводить, партия решила сделать в ставшей фирменной для себя открытой манере. По вопросам выбора целевой аудитории, смены идеологии и ценностей партии, формирования имиджа, содержания партийной работы и масштаба предстоящих изменений члены федерального совета проводили дебаты.
Обнажился характерный для либеральных партий конфликт региональных отделений и центрального руководства. Региональные делегаты — в лице, например, Олеси Вальгер из Новосибирска и Максима Петлина из Екатеринбурга — требовали федерализации и усиления своих полномочий.
Выступления представителей внутренней оппозиции стали наиболее яркими на стадии дебатов.
Однако «гвоздем программы» стала словесная схватка руководителя московского регионального отделения Сергея Митрохина и союзника «Яблока» Дмитрия Гудкова — политики конкурируют за право выдвигаться от партии на пост мэра Москвы в 2018 году. И хотя содержательно ничего нового по сравнению с предыдущими дебатами не было, сам формат производил свежее впечатление. Иногда казалось, что политики сами пугались той свободы на дебатах, с которой они могли друг друга атаковать и контратаковать.
Ничего принципиального нового на следующий день не предложил в своем «президентском» выступлении и Григорий Явлинский. Лидер партии процитировал текст песни Леонарда Коэна «Everybody knows»: «Все знают, что в корабле пробоина, все знают, что капитан солгал». Кандидат от «Яблока» на предстоящих в 2018 году президентских выборах не увидел смысла повторять все то, что говорил на съезде партии год назад о текущем плачевном положении в стране, а предложил «поговорить о будущем в позитивном ключе».
«Одна из важнейших задач, зачем надо идти на выборы: надо показать людям образ будущего, что может быть в России. Как мы вместе будем жить», — обратился к членам федерального совета Явлинский.
Политик констатировал, что есть проблема: «Люди не верят, не надеются». Причина, как считает Явлинский, основываясь на опыте общения с людьми со всей страны, в отсутствии уважения к людям со стороны власти. «Так было сделано — может быть, веками, но за последние сто лет уж точно — чтобы человек себя чувствовал винтиком».
Уважение может появиться в результате наделения граждан собственностью — таким образом они не будут чувствовать себя «пылью на ветру» (тут Явлинский вольно или невольно опять процитировал известный рок-хит). Дальше докладчик опять изложил основы своей базовой социально-экономической программы «Земля – Дома – Дороги».
По мнению «яблочников», каждый гражданин должен иметь право на получение от 30 до 60 соток земли бесплатно, а государство должно провести всю инфраструктуру к этим участкам и оплатить до двух третей расходов на строительство жилья (130 кв. метров) на этих территориях. В каком-то смысле эта программа уже позаимствована правительством в виде «дальневосточного гектара», но, с точки зрения Явлинского, это профанация. Все необходимые проекты для реализации программы уже подготовлены партией, говорил Явлинский.
Лидер «Яблока» в очередной раз подчеркнул, что такое масштабное строительство станет «колоссальным локомотивом экономики» и позволит создать до 5 млн новых рабочих мест.
В отличие от указанной программы, впервые предложенной в 2009 году, принципиально новым в выступлении Явлинского стало предложение ввести систему персонифицированных счетов некоторых категорий граждан — пенсионеров, студентов, инвалидов — куда начислялись бы определенные доли от доходов госкорпораций.
«Это не значит, что политика вечно будет такая, — уточнил кандидат в президенты от «Яблока». — Но первый нормальный президент должен пойти на эти шаги, реализовать их, и это будет стартом другой жизни».
Целью своего президентства (в случае победы на выборах) Григорий Явлинский видит возможность «развязать руки России» — дать гражданам самим создавать основу своего благосостояния.
«Смысл XXI века — свободное творчество, — вышел под конец выступления с приземленного уровня на идейный Явлинский. — А для этого нужны уверенность, справедливость, равенство возможностей, независимое правосудие, право частной собственности. Право на критику, право на несогласие, право на протест. Без этого не будет ни свободы, ни творчества».
Основатель «Яблока» также не удержался от продолжения заочной полемики с Алексеем Навальным, обратив внимание собравшихся, что «борьба с коррупцией — это же только на пару процентов про дачи, а вообще большая система замещения должностей и распределения полномочий».
С точки зрения политолога Евгения Минченко, в напряженности и активности работы партии, получившей всего два процента голосов, нет ничего странного.
«Бренд чего-то стоит. Партия с историей. Нишевое позиционирование есть. Миллион человек — тоже неплохо. Ресурс для торга есть», — лаконично прокомментировал «Газете.Ru» происходившее на федеральном совете «Яблока» эксперт.
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев также видит в «Яблоке» большой потенциал, правда не раньше, чем партия «переживет своего первого лидера».
«Свидетельство о регистрации, присутствие в муниципальных советах и региональных парламентах делает «Яблоко» безальтернативным вариантом для тех либерально настроенных оппозиционеров, кто хочет куда-либо баллотироваться, — поделился наблюдениями с «Газетой.Ru» Калачев. — Другой социально-либеральной партии для них нет».
По мнению эксперта, количество людей, «критически настроенных к нынешнему курсу и нынешней системе власти», значительно больше миллиона.