16 марта 2014 года в Крыму прошел референдум, который стал легальной основой для возвращения украинского полуострова в состав России. По официальным результатам, за изменение статуса Крыма высказались 96,77% проголосовавших. Явка, по тем же данным, составила 83,1%.
Три года спустя, 16 марта 2017 года, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил это событие комментарием. На вопрос журналистов о том, возможна ли сделка с США по статусу Крыма в обмен на снятие западного санкционного режима, Песков заявил: «Не может быть и речи». Чиновник отдельно подчеркнул, что Москва резко против проведения повторного референдума в Крыму.
Повторный референдум — одна из идей, которая появлялась в западном экспертном сообществе и становилась предметом громкого обсуждения в государственных СМИ. В июле 2015 года РИА «Новости» со ссылкой на высокопоставленный европейский источник сообщило, что ЕС может рассмотреть результаты повторного референдума по Крыму, если он пройдет под контролем наблюдателей из ОБСЕ.
Тогда идея вызвала бурное обсуждение и в какой-то момент заставила задуматься даже сами крымские власти, оформившиеся после присоединения полуострова к России.
«В Крыму прошел законный референдум. Любая свежая социология, проведенная в том числе и международными исследовательскими компаниями, и так показывает, что крымчане сегодня полностью доверяют российскому государству. А уровень поддержки нашего президента Владимира Владимировича Путина зашкаливает. Какие еще могут быть вопросы?» — спрашивал в 2015 году глава Крыма Сергей Аксенов.
Между тем в июле 2016 года губернатор Севастополя Сергей Меняйло допустил возможность повторного референдума. «Можно это сделать, если после этого все признают Крым. Но нет гарантии, что и после этого не начнут рассказывать, что все у нас неправильно», — говорил он.
В последний раз тема нового крымского голосования появилась в феврале. Тогда украинский депутат от Радикальной партии Андрей Артеменко предложил провести плебисцит на Украине по поводу передачи Крыма в аренду России на 30–50 лет. Взамен предполагалось снять с России экономические санкции.
«Идея повторного референдума особенно активно обсуждалась года 1,5–2 тому назад. Тогда она рассматривалась как вариант преодоления конфликта между Западом и Россией. Однако в настоящее время эта тема уже отыграла свое. Очевидно, что она не работает, — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» Дмитрий Данилов, заведующий отделом евробезопасности Института Европы РАН. — Сегодня между ЕС и Россией работает санкционная логика отношений, которая не предполагает каких-то даже теоретических обсуждений повторного референдума».
«Переводя на русский язык, Песков сказал только одно: «Мы своими территориями не торгуем», — добавил эксперт. — Дело в том, что сама идея повторного референдума в Крыму противоречит фундаментальным основам сегодняшней российской политики».
Если Россия согласится на проведение повторного референдума, это будет автоматически означать, что Кремль признает хотя бы часть западных претензий. В частности, что плебисцит в 2014 году проводился незаконно или по крайней мере с юридическими изъянами, объяснил Данилов.
В феврале 2016 года глава МИД России Сергей Лавров объяснил ситуацию в интервью «Московскому комсомольцу». «Даже американцы говорят нам на ухо: «Проведите его повторно, уже со всеми атрибутами и виньеточками, все равно результат будет такой же, и все вздохнут спокойно», — говорил дипломат. — Это же чистой воды лицемерие».
Лавров выражал уверенность, что даже при новом референдуме в присутствии наблюдателей ОБСЕ западные державы найдут новые аргументы, чтобы сохранить напряженность в отношениях с Москвой.
В феврале 2016 года комиссия Европарламента приняла резолюцию, в которой увязала отмену антироссийских санкций с возвращением Крыма Украине.
«Восстановление контроля Украины над полуостровом является одним из условий, необходимых для возобновления отношений сотрудничества с Российской Федерацией, в том числе приостановления соответствующих санкций», — гласил текст резолюции.
В резолюции евродепутаты также призвали Совет ЕС продлить санкции против России «до полной реинтеграции Крыма в правовую систему Украины». Документ не являлся юридически обязывающим.
Против нынешней линии ЕС выступает и ряд консервативных политиков Европы. Среди них — глава французского «Национального фронта» Марин Ле Пен, баллотирующаяся в президенты страны на майских выборах. Она не раз заявляла, что признает Крым российским после проведенного на полуострове референдума.