«Третья годовщина «майдана». Пришло время политикам выполнять свои обещания без третьего «майдана»!» — написала Надежда Савченко на своей странице в фейсбуке, прикрепив к публикации фотографию, на которой депутат держит в руке письмо с призывом снять с нее депутатскую неприкосновенность.
«Призываю всех народных депутатов Украины, президента Украины и украинских судей сделать то же самое!» — объявила Савченко.
В настоящий момент Савченко исключена из фракции БЮТ в Верховной раде, а также из состава украинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы. Кроме того, сейчас идет процесс ее исключения из членов комитета Рады по безопасности и национальной обороне.
Инициатива по сути внефракционного и фактически «безработного» депутата снять с себя неприкосновенность не очень громко освещается в украинских СМИ. В Киеве сейчас пытаются, насколько это возможно, игнорировать Савченко.
Другое дело, что скандалы преследуют народного депутата Украины буквально по пятам.
«Все обвиняют меня в популизме!»
Накануне в эфире одного из украинских телеканалов бывший представитель Украины в минской трехсторонней переговорной группе Роман Бессмертный обвинил Савченко в том, что она в очередной раз ездила «к кураторам в Москву».
Сестер Веру и Надежду Савченко заметили в аэропорту Борисполь, и в ходе прямого эфира гость студии с ведущим быстро проанализировали варианты рейсов, отлетавших в это время (Дубай, Минск, Париж…), и сошлись в мнении, что возможен только полет в Москву через Минск.
Депутат Савченко тут же оперативно отреагировала публикацией своей фотографии с сестрой — в Париже. Таким образом стало известно о новом направлении деятельности нардепа. Савченко начала международную кампанию давления на лидеров стран с многочисленной украинской диаспорой.
Главам Франции, Канады, Австралии и других стран пытаются напомнить о «списке 44». В Киеве 44 гражданина Украины признаны политзаключенными, отбывающими сроки в Российской Федерации. В списке, кроме осужденных судом Чечни на длительные сроки националистов Станислава Клыха и Николая Карпюка, довольно много имен выходцев из Крыма, как украинцев, так и крымских татар.
«Газета.Ru» застала Надежду Савченко в перерыве заседания Верховной рады Украины.
«Во-первых, уйти от депутатской неприкосновенности обещали практически все политические партии во время последней избирательной кампании, а обещания надо выполнять, — пояснила Савченко свой демарш. — Во-вторых, не нужна она, эта неприкосновенность, ни мне, ни другим депутатам, ни судьям, ни президенту Украины».
Далее она рассказала, что ей сообщили о том, что для отмены депутатской неприкосновенности нужно решение Конституционного суда. «Но если хотя бы половина, 225 украинских депутатов, напишет такие же заявления, как и я, то, может, дело-то и сдвинулось бы? О большем числе депутатов или конституционном большинстве в таком вопросе я даже не мечтаю», — рассказала Савченко «Газете.Ru».
Корреспондент «Газеты.Ru» задал несколько вопросов украинскому депутату.
— Надежда, но ваше решение не несет никаких правовых последствий. К чему оно?
— Достали они меня! Особенно пока пытались убрать меня из комитета Верховной рады по национальной безопасности и обороне, и сплошь и рядом звучали слова о том, что меня, «к сожалению, нельзя привлечь к уголовной ответственности».
Делают вид, что я такая же грязная, как и они, и только неприкосновенность не дает это доказать и показать. Лишать надо этой неприкосновенности всех этих отбросов (наиболее близкий по смыслу перевод на русский язык украинского словосочетания «ціх покидькив». — «Газета.Ru»), она не нужна в принципе!
— Есть первая реакция ваших коллег на это решение?
— Да как всегда — все! Обвиняют в популизме. А мне особо всей этой грызней заниматься некогда. Я по-прежнему делаю все от меня зависящее для освобождения наших пленных. Не отказываюсь от любых вариантов и любой помощи. Сегодня утром вот провели митинг под Верховной радой, напомнили здешним обитателям о пленных и политзаключенных в России. Пришло много разного народа, было много флагов «Укропа», например.
Я сейчас много езжу, общаюсь с диаспорами, встречаюсь с разными компетентными людьми. Самая важная цель — разработать дорожную карту, механизм для освобождения тех же украинцев, застрявших в российских тюрьмах. Политзаключенные должны получить свободу наравне со всеми нашими пленными!