«В то время как Соединенные Штаты и союзники пытаются взаимодействовать с Россией, мы должны одновременно обороняться, если Москва решит действовать вопреки международному праву», — сказал Мэттис во вторник вечером.
Шеф Пентагона подчеркнул, что, как и в «самые темные дни «холодной войны», США продолжают держать открытыми политические каналы для сотрудничества и деэскалации разногласий.
«Мы остаемся открытыми к возможностям по восстановлению партнерских отношений с Москвой, в то же время оставаясь реалистичными в наших ожиданиях, и обеспечиваем нашим дипломатам возможность вести переговоры с позиции силы», — добавил министр обороны США, выступая на встрече министров обороны стран НАТО.
Риторика Мэттиса, как нетрудно заметить, расходится по интонации с тем, как отзывается о России Дональд Трамп.
Один из основных упреков в адрес нынешнего президента США со стороны американской прессы состоит в том, что он недостаточно жестко настроен по отношению к России и, в частности, к Владимиру Путину. За это Трампа критикует и американский политический истеблишмент, например Джон Маккейн.
Впрочем, сенатор от Аризоны подчеркивал, что именно Мэттис на посту главы Пентагона в значительной степени снимает его озабоченность в отношении администрации Трампа. С того момента когда о Мэттисе заговорили как о главном кандидате на пост министра обороны, тот не уставал подчеркивать, что Вашингтону следует воспринимать Россию как одного из главных оппонентов на мировой арене.
В этом смысле примечательна позиция Трампа.
С одной стороны, он как верховный главнокомандующий, разумеется, предопределяет позицию главы Пентагона по тому или иному вопросу текущей повестки дня. Трамп на протяжении многих последних месяцев давал понять, что не прочь сотрудничать с Россией по вопросу борьбы с «Исламским государством (организация запрещена в России)» (запрещенным в РФ). И, по идее, интонация Мэттиса каким-то образом должна была бы отражать эту линию Трампа.
С другой стороны, Трамп, выступавший в ходе предвыборной кампании за использование пыток водой при допросах подозреваемых в причастности к международному терроризму, более того, настаивавший на эффективности подобных методов, заявил, что доверится по столь принципиальному вопросу суждению своего министра обороны.
Поэтому многие в американских СМИ гадают, не доверится ли в итоге Трамп суждению Мэттиса и в таком принципиальном вопросе, как отношения с Москвой.
Тем временем жесткое заявление Мэттиса встретило критику в российском политическом истеблишменте. В частности, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков назвал слова шефа Пентагона «непродуманной формулой».
«Мэттис призвал вести переговоры с Россией «с позиции силы». Но не пояснил, что как быть с Сирией, где у США нет силы», — заметил Пушков в своем твиттере.
Наблюдатели замечали, что беспокоиться по поводу воинственных заявлений Мэттиса особенно не стоит.
Так, военный эксперт Виктор Мураховский говорил, что прозвище Бешеный Пес вовсе не говорит об агрессивности нового главы Пентагона. «Mad Dog — это стандартная американская кличка для таких крутых парней. В американской культуре такую кличку дают не столько агрессивному, сколько брутальному, ответственному, мужественному человеку», — отметил он.
«В области политики я вам могу гарантировать на сто процентов, он будет вести себя только в русле политики общей внешней, которую изберет лично Трамп и его администрация, — заявил Мураховский в декабрьском интервью НСН. — В отличие от предыдущих американских министров, которые были политиками, а не военными, Мэттис займется вопросами совершенствования американских вооруженных сил».
Вместе с этим Москву, разумеется, не может не настораживать восторг Джона Маккейна в отношении нового министра обороны США.