Приезд главы ЦРУ Майка Помпео — это первый визит в Турцию высокого американского чиновника после прихода к власти администрации президента США Дональда Трампа. Договоренность о встрече была достигнута в ходе телефонного разговора между президентом США Дональдом Трампом и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Как сообщили представители сторон, телефонный разговор был «позитивным» и прошел в «искренней атмосфере». Однако, несмотря на благожелательный тон, между союзниками по НАТО накопилось немало противоречий, которые будут обсуждаться в ходе визита.
Отношения между США и Турцией стали серьезно ухудшаться в последний год президентства Барака Обамы. США обвиняли Турцию в давлении на прессу и в арестах политических активистов, а также критиковали авторитарные методы управления Эрдогана.
В ноябре прошлого года с критической речью в адрес США выступил и сам турецкий президент, который заявил, что «разочарован» действиями США.
Эрдоган ранее критиковал Трампа за его высказывания о мусульманах, однако в Анкаре надеялись на улучшение диалога. «Визит Помпео может символизировать возвращение поддержки США со стороны Турции, несмотря на ухудшившуюся ситуацию с правами человека», — отмечает в своей статье либеральный журнал Newsweek.
Проверка на готовность бороться с ИГ (организация запрещена в России)
Как отмечают американские СМИ, главной темой для обсуждения станет борьба с терроризмом в Сирии, где США и Турция формально входят в коалицию, которая борется с игиловцами (члены террористической группировки «Исламское государство» (ИГ), запрещенной в России).
При этом в настоящее время Турция все более активно сотрудничает с Россией и даже проводит совместные военные операции. Вероятнее всего, тема российско-турецкого взаимодействия будет поднята в ходе визита.
«Для России визит главы ЦРУ будет проверкой для администрации Трампа на готовность сотрудничества в борьбе с исламистами», — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» ведущий эксперт Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик.
При этом эксперт считает, что Россия будет внимательно наблюдать, «пойдут ли США на сделку с Турцией, что может повлиять на переговоры по Сирии в Астане».
Речь идет о втором раунде переговоров между представителями сирийских властей и вооруженной оппозиции, которые должны пройти в столице Казахстана в середине февраля. Гарантами переговорного процесса в них выступают Россия, Иран и Турция. США пока присутствовали на первом раунде лишь на уровне посла.
Ожидается, что турецкие коллеги ознакомят с ходом переговоров только входящего в дела Помпео. Как отмечают эксперты, мнение турецких союзников представляет для США особый интерес, так как новые контакты с Россией не установлены, а с Ираном администрация Трампа находится во враждебных отношениях.
Несмотря на то что турецкие власти несколько смягчили свою позицию в отношении главы Сирии Башара Асада, к присутствию курдских отрядов в альянсе «Силы демократической Сирии», который также борется с радикальными исламистами, Анкара все еще настроена достаточно враждебно. В Турции эти отряды считают связанными с Курдской рабочей партией (которая признана в Турции террористической) и наносят по ним удары. Эти действия резко критиковала администрация Обамы, однако в Анкаре считают, что Трамп изменит свое отношение к этому вопросу. «Помпео встретит резкое давление со стороны турецких властей в том, что касается будущего разномастных курдских групп», — говорит Карасик.
Курды опасаются, что администрация Трампа может закрыть глаза на борьбу турецких военных с курдскими отрядами. Сам Трамп пока не высказывал мнения на этот счет,
однако курдские лидеры вспоминают, что в одной из своих речей Трамп положительно отозвался об иракском лидере Саддаме Хусейне, «который боролся с террористами». В письме к Трампу лидеры курдов отметили, что Хусейн уничтожал и курдское население Ирака.
Из Вашингтона выдачи нет
Другим болезненным вопросом в отношениях между Турцией и США является судьба турецкого проповедника и философа Фетхуллаха Гюлена, который проживает на территории Соединенных Штатов. Турецкие власти требуют от США выдачи Гюлена, обвиняя его в том, что он был вдохновителем неудавшегося прошлогоднего переворота против Эрдогана, бывшего соратника Гюлена.
После подавления переворота турецкие спецслужбы арестовали сотни человек по обвинению в связях с Гюленом. Сам проповедник свою связь с переворотом отрицает. Стоит отметить, что один из членов новой администрации, советник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн выступал за экстрадицию Гюлена в Турцию.
В статье, опубликованной изданием The Hill до того, как занять свой пост, Флинн охарактеризовал Гюлена как «радикального исламиста». «Если бы он был умеренным, он бы не находился в изгнании», — подчеркнул он.
Отбрасывая в сторону обвинения Эрдогана в гонении на оппонентов, Флинн подчеркивал «витальность» американо-турецкого альянса, называя эту страну «сильнейшим союзником» против игиловцев, а также «источником стабильности в регионе».
Пока неясно, пойдет ли администрация Трампа навстречу турецким союзникам в вопросе Гюлена. Пресс-секретарь турецкого президента заявил, что Трамп сообщил Эрдогану, что «очень серьезно» отнесется к вопросу о выдаче Гюлена.
Высказываются мнения, что американские власти могут заставить проповедника уехать из США в третью страну. Подобное случалось ранее, когда США заставили уехать из страны находившегося там свергнутого шаха Мухаммада Резу Пехлеви. Экс-монарх уехал в Египет, где вскоре умер из-за тяжелой болезни.