Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

После террористов Трамп займется Ираном

США объяснили новые санкции против Ирана

Надеждам на то, что президент США Дональд Трамп сосредоточится на внутренней политике и перестанет вмешиваться в дела других стран, похоже, не суждено сбыться. Белый дом в пятницу ввел новый санкционный пакет против Тегерана. Американское руководство дает понять, что новой мишенью может стать Иран — крупная региональная держава, которая бросает вызов интересам США на Ближнем Востоке. Эксперты считают, что конфликт с Ираном вполне возможен.

В пятницу США расширили список санкций в отношении Ирана в связи с разработкой этой страной программы по созданию баллистических ракет. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на минфин США. В санкционный список попали 13 физических лиц, среди которых граждане Ирана, ОАЭ, Китая, Кувейта и Ливана.

Новые санкции во многом похожи на те, что были введены против Ирана администрацией Барака Обамы. Стоит отметить, что их введение произошло несколько часов спустя после заявлений президента Дональда Трампа относительно действий иранских властей. «Иран играет с огнем — они не ценят, каким «добрым» по отношению к ним был президент [Барак] Обама. Я таким не буду!» — написал Трамп.

Добрый Барак

Санкции и заявления президента США действительно представляют собой резкий контраст с действиями в отношении Ирана со стороны администрации Обамы. После долгих переговоров с Тегераном, которые вела администрация Обамы по ядерной программе (ИЯП, иранская ядерная программа), руководство страны согласилось, чтобы она была заморожена, а также пошло на сближение в вопросе обеспечения ее мониторинга со стороны МАГАТЭ.

В ответ США сняли с Ирана большую часть санкций. В частности, стране была разрешена торговля, а также поставка в эту страну американских гражданских самолетов.

При этом дипломатических отношений между США и Ираном нет — они были разорваны в 1979 году после того, как вскоре после исламской революции радикалы захватили посольство США. «Мы (СССР. — «Газета.Ru») были для них маленьким сатаной, большим были США», — рассказывал «Газете.Ru» один из советских дипломатов, работавших в те времена в Иране.

Но, несмотря на это, в период первого срока Обамы между Ираном и США существовало ограниченное сотрудничество. В одном из писем за авторством советника Обамы по борьбе с терроризмом Джона Бреннана говорилось о необходимости снизить жесткий тон в отношении Ирана, а также начать с ним «прямой диалог».

В документе отмечается, что Иран начал активно сотрудничать с США в совместной борьбе против исламистского движения «Талибан» (организация запрещена в России) в Афганистане, что характеризуется Бреннаном как «позитивное» сотрудничество. Правда, письмо стало достоянием общественности случайно — в результате хакерской атаки на почтовый ящик Бреннана.

Жесткая риторика Белого дома под руководством Трампа демонстрирует не только отход от политики улучшения отношений с Ираном, но и возвращает ее ко временам Джорджа Буша-младшего, который в одной из своих речей назвал Иран, Ирак и Северную Корею «осью зла». Причем ось эта была весьма условная: Ирак и Иран относились друг к другу враждебно.

Известно, что администрация Буша даже всерьез рассматривала нанесение неядерного удара по ядерным объектам. Впоследствии один из бывших «ястребов» администрации Буша, посол США в ООН Джон Болтон, рассказывал «Газете.Ru», что такой вариант поддерживался американскими союзниками в Персидском заливе, а также Израилем: «Если вы поговорите с саудитами или представителями других монархий Персидского залива, вы поймете, что они не хотят, чтобы у Ирана было ядерное оружие, так же, как этого не хочет Израиль.

Да, есть риск ответного иранского удара, но суннитские арабские государства, хотя и могут публично покритиковать Израиль, на самом деле будут очень довольны».

При этом усилению Ирана косвенно помогла сама администрация Буша. Вторгнувшись в Ирак в 2003 году и уничтожив злейшего врага Ирана Саддама Хусейна, США сами способствовали превращению Ирана в одного из сильнейших региональных игроков.

Иран на острие карандаша

Пока об ударах по Ирану речь не идет, но военно-политическое руководство администрации Трампа не скрывает жесткого отношения к Тегерану.

Появившись перед журналистами во время брифинга в Белом доме, советник президента США по национальной безопасности Майкл Флинн заявил, что «с этого дня» администрация «берет Иран на карандаш».

«Международное сообщество слишком терпимо к плохому поведению Ирана. Администрация Трампа больше не потерпит провокации Ирана, которые угрожают нашим интересам», — сказал он.

Свое заявление генерал сделал сразу после того, как в Иране было проведено испытание баллистических ракет, которые, как заявляет иранская сторона, создаются лишь для защиты от возможного нападения. В США опасаются, что ракеты могут быть использованы против Израиля. Как отмечает издание The New York Times, проблема даже не в самом предупреждении Флинна, а в поведении генерала: «Высказывая предупреждение в столь драматичной манере, он поставил себя и США либо на грань стыдного отступления, либо на риск конфронтации».

Известно, что Флинн давно точит зуб на Иран. В своей книге «Поле битвы», которую он опубликовал, находясь в отставке, он называет иранский режим образчиком «клерикального фашизма», а также заявляет, что Иран оказывает поддержку «Аль-Каиде» (многие эксперты считают, что Иран — враг этой террористической группировки. — «Газета.Ru»).

Не менее жесткой риторики в отношении Ирана придерживается и новый глава Пентагона Джеймс Мэттис. Занимая пост главы Центрального командования США, он проводил мониторинг активности Ирана в Персидском заливе.

Генерал открыто выражал свое неприятие ядерной сделки США с Ираном, считая, что эта страна будет использовать облегчение санкционного режима, что стало возможным после сделки по ИЯП.

По мнению ведущего эксперта Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодора Карасика, подобное мнение разделяется и Трампом: «Он вел свою кампанию на антииранской платформе. Он и его люди считают, что ядерная сделка никуда не годится. К тому же многие военные в администрации Трампа имеют очень антииранский настрой. Они прекрасно видели, каким было вероломное поведение иранцев, особенно в Ираке, где американские военные погибали от мин, которые были сделаны с помощью иранских технологий».

Как отмечают американские эксперты, большинство послаблений, которые дало снятие санкций, может быть убрано «взмахом пера».

Сегодня есть опасения, что США при Трампе могут попытаться расторгнуть ядерную сделку с Ираном, правда, сделать это будет непросто. Как ранее объяснил изданию The Wall Street Journal партнер юридической фирмы Goodwin Рич Мафени, в поддержку подобной меры «выступают очень немногие в мире».

Известно, что гарантами выступают не только США, но и Россия, Великобритания, Франция и Германия. Самыми большими партнерами Ирана являются не США, а страны ЕС, которые после снятия санкций активно приходят в Иран с инвестиционными целями.

Однако, по мнению старшего научного сотрудника Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Бориса Долгова, отношение европейцев к Ирану может измениться, если к власти в этих государствах придут другие политики, которые могут поддержать Трампа в его противостоянии с Ираном: «Политическая ситуация в Европе может измениться в пользу Трампа».

В свою очередь усиление антииранской позиции может способствовать «радикализации политического истеблишмента» в самом Иране, говорит Долгов. К власти здесь, считает эксперт, могут прийти консервативные силы, а нынешний президент Хасан Роухани, выступающий за диалог с США, потерпит поражение на выборах. Президентские выборы в Иране должны пройти в середине мая.

В то же время Долгов считает, что, хотя Трамп и продолжит нагнетать риторику в отношении Тегерана, он «прагматик и не будет доводить дело до черты».

В свою очередь заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, востоковед Андрей Бакланов уверен, что за усилением антииранской риторики стоит именно прагматизм Трампа.

«Как «крепкий хозяйственник», он понимает, что напряженность с Ираном вызывает беспокойство Саудовской Аравии, а оно выражается в крупных военных поставках», — говорит эксперт, который также считает, что реальных причин для конфликта с Тегераном у Вашингтона в настоящий момент нет.

«Вторая танкерная»

Правда, есть эксперты, которые считают, что конфликт с Ираном может вспыхнуть внезапно в результате случайного или намеренного инцидента в Персидском заливе между иранским и американским кораблями. США также могут использовать и нападение проиранских повстанцев хуситов на саудовское судно вблизи берегов Йемена как повод для атаки не только на их позиции, но и как предупреждение ВМФ Ирана.

«Вероятность такого поворота событий возрастает, — считает Карасик из Gulf State Analytics. — Развитие подобного сценария сегодня гораздо выше, чем в 2012 году». Подобный сценарий может перерасти во «Вторую танкерную войну», как это было во время ирано-иракской кампании в 1980-е.

Существуют опасения, что на фоне усиления давления на Иран США будут оказывать поддержку антиправительственной группе «Народные моджахеды» — леворадикальной группировке, которая выступает за свержение иранского правительства. В США, в отличие от ряда европейских стран, эта группировка не занесена в список террористических организаций.

В конце января группа отставных американских политиков направила в адрес Трампа письмо, в котором говорилось о необходимости более тесного взаимодействия с иранской оппозицией, в том числе и с организацией «Народные моджахеды».

Авторы письма, среди которых бывший сенатор Джо Либерман, заявляют о необходимости более тесного сотрудничества с оппозиционерами. Авторы письма также заявляют, что Иран не собирается бороться с игиловцами (члены «Исламского государства», террористической организации, запрещенной в России), так как в случае политического решения конфликта Иран и его союзник — Россия — лишатся влияния в регионе.

Независимо от того, внемлет ли Трамп письму отставников или нет, он, скорее всего, определит стратегию поведения по отношению к Тегерану после того, как получит из рук американских военных стратегов план по борьбе с исламистами в Сирии, который он поручил разработать Пентагону в течение месяца.

По мнению члена комитета по международным делам, сенатора Игоря Морозова — специалиста по Ирану, Трампу пока не до Тегерана.

«У него главная задача — оценить ситуацию на Ближнем Востоке и свои силы и средства. Пока Иран воюет с международным терроризмом, Трамп не будет жестко прессовать Тегеран, но как только опасность будет минимизирована, первой жертвой может оказаться Иран», — считает Морозов.

Новости и материалы
«Свалились в просрочку»: задолженность россиян по кредитам выросла вдвое
В санатории под Калининградом 11-летнего мальчика избили до травмы головы
Турецкая лира может обновить исторический минимум к доллару до конца года
В России вскрыли экстремистскую ячейку, отрицающую необходимость участия мусульман в СВО
Турция и США разработают совместный план по Ближнему Востоку
Акунин: «Россия — предпоследняя страна, где я хотел бы сейчас оказаться»
На Украине заявили о попытках блокировки DeepState за правдивую информацию об СВО
Омская полиция выявила майнера с долгом на 7 млн рублей
В Швеции мужчина выстрелил в друга, потому что тот съел его каперсы
В Польше студенты пели нацистские песни и пекли пряники в виде свастики
В Петербурге обвиняемого в поджоге военкомата отправили под стражу
Стало известно, сколько украинцев согласны на вступление в НАТО без утраченных территорий
Названа неожиданная причина подорожания хлеба
Гигантские ленивцы тысячелетиями жили вместе с древними людьми
Сын Бориса Щербакова рассказал о состоянии артиста перед выпиской
Двухтысячную ракету на базе Р-7 установили на Байконуре
Дуров: Telegram впервые стал прибыльным
Сотрудники Starbucks вышли на забастовку в 9 штатах США
Все новости