Сегодняшнее решение станет ответом на апелляцию правительства на уже вынесенное решение суда, в котором говорится о том, что правительство должно получить одобрение парламента на Brexit.
Решение было вынесено по иску частных лиц, его инициаторами выступили Джина Миллер, управляющая активами инвестиционной компании, и Дейр Дос Сантос, 37-летний парикмахер из Испании, проживающий в Великобритании.
Уважение к воле народа
Заявители считают неправильным, что процесс выхода из Евросоюза контролирует только правительство Мэй без консультаций с парламентом. Иск оспаривает применение 50-й статьи Лиссабонского договора, в которой говорится о праве любой страны – члена ЕС выйти из его состава.
Если Мэй проиграет апелляцию, это вряд ли повлияет на процедуру Brexit, сказал ранее «Газете.Ru» Чарльз Грант, директор британского Центра европейских реформ.
«Даже если апелляция правительства провалится, Brexit вряд ли можно будет остановить. Большинство представителей парламента проголосуют «за», уважая результат референдума, прямого волеизъявления британских граждан. Что может произойти, так это изменение подхода к Brexit», — рассказал Грант.
Даже если Мэй будет вынуждена начать консультации с парламентом о выходе из ЕС, голосования против ждать не стоит, хотя парламентарии могут существенно смягчить условия Brexit. Несмотря на то что противниками выступают многие оппозиционные лейбористы, парламент, как ожидается, проголосует «за», так как референдум отразил волю граждан. Как сообщают британские СМИ, лидер лейбористов Джереми Корбин — противник Brexit — даст указание голосовать положительно из-за уважения к «воле народа».
Право на выход
Как ожидают британские чиновники, они смогут запустить процедуру выхода страны из ЕС до конца марта, что станет началом переговоров с ЕС. Правительственные чиновники также опасались, что в случае отрицательного для них решения перед ними встанет необходимость консультаций с парламентами Северной Ирландии и Шотландии, которые были против выхода из ЕС. Однако суд ранее постановил, что парламент Великобритании суверенен в своем праве и ему не требуется согласие североирландской и шотландской легислатур.
Суд постановил, что решение оставаться или покидать ЕС — право Великобритании и оно не распространяется на систему разграничения полномочий между другими частями королевства.
В то же время Мэй заявила, что прислушается ко всем рекомендациям со стороны правительств Шотландии и Северной Ирландии, чтобы сделать процедуру выхода из ЕС максимально комфортной для них.
Сама Мэй, которая в бытность главой МВД не была истовой сторонницей Brexit, не скрывает, что хотела бы скорее покинуть ЕС. Ранее она говорила, что Великобритания покинет общий рынок с европейскими странами, входящими в союз.
Недавно премьер произнесла довольно жесткую речь о выходе из ЕС, из чего следовало, что она не собирается создавать никаких препятствий этому процессу.
Живущая в Лондоне россиянка Ольга, работающая на одну из крупных международных компаний, полностью поддерживает решение выйти из ЕС.
«Великобритания — сильная страна. По крайней мере, за последние лет десять мы все предотвратили. После Парижа и Брюсселя Лондон воспринимается как последний оплот демократии», — рассказала она «Газете.Ru».
По мнению россиянки, боязнь наплыва огромного количества мигрантов сыграла свою роль в голосовании за выход из Евросоюза. «Несмотря на присутствие всех национальностей мира, здесь порядок. А когда ты пугливо озираешься по сторонам, чтобы тебя не ограбили, это не демократия, а банальная неспособность государственной машины управлять простейшими процессами», — говорит она.
Британия раскололась
Правда, стоит отметить, что в британском обществе чувствуется раскол по вопросу Brexit — его сторонники на прошлогоднем референдуме опередили противников всего лишь на 2%. Раскол был и в семьях — Ольга признается, что ее супруг-британец проголосовал против выхода.
Мэй надеется, что после выхода Британия сможет существенно укрепить свой союз с США, чей президент Дональд Трамп активно поддерживал выход Великобритании из ЕС. Однако Британия не сможет заключить никаких договоров с США о свободе торговли, пока она окончательно не покинет Евросоюз.
Однако, как отмечает обозреватель британского издания Financial Times Джанан Ганеш, Мэй будет сложно достичь хороших отношений с США и с Трампом, поскольку новый американский президент непредсказуем.
«Такого понятия, как хороший план для отношений с новым американским президентом, просто не существует, это выбор смертельных страданий», — написал он.
Издание также отмечает в другой статье, что выход из ЕС будет серьезным финансовым испытанием для Британии и обойдется стране в €20 млрд. В эту сумму входит выплата пенсий, выплаты в общие инфраструктурные проекты и другие траты в рамках общего образования.