Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, управляющий страной с 1991 года, выступил с обращением к населению по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти. В своем девятиминутном обращении Назарбаев перечислил основные положения предстоящей политико-административной реформы, целью которой, по словам президента, станет продолжение демократизации Казахстана.
Президент Казахстана подчеркнул, что изменение общественно-политической системы страны требуется, поскольку современные глобальные проблемы диктуют переустройство политической системы. Вместе с тем Назарбаев отметил положительный эффект от системы вертикали власти, которая позволяла эффективно отвечать на политические вызовы. Теперь же, по словам президента, необходимость в этом инструменте отпала.
«Мир меняется на наших глазах. Скорость и сложность общественных процессов нарастают и у нас в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами», — объяснил Назарбаев.
Он объявил о делегировании части полномочий от президента к другим органам власти. В частности, предлагаемая реформа должна усилить роль правительства и парламента.
«Следует передать часть полномочий президента, установленных законом, по регулированию социально-экономических процессов правительству и другим исполнительным органам. За эту сферу в полном объеме должны отвечать правительство, министерства, акиматы», — подчеркнул Назарбаев.
При этом предполагается, что существенно повысится роль парламента в формировании правительства, а сам кабинет министров будет нести ответственность перед депутатским корпусом. То есть правительство будет отчитываться перед парламентом, слагать полномочия кабмин будет также перед меджлисом — нижней палатой казахстанского парламента. По мнению Назарбаева, эта мера позволит перейти к полной ответственности правительства за реализацию государственных программ, следить за исполнением которых будет парламент.
С себя Назарбаев снимает право приостанавливать действие правительственных актов, тем самым расширяя полномочия правительства в реализации государственных программ.
По мнению главы Казахстана, политическая реформа учитывает исторический опыт страны и позволит повысить устойчивость политической системы и увеличить эффективность ответов на современные вызовы.
«Программа реформ — наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный: в сторону демократического развития», — заявил Назарбаев.
Вместе с тем Назарбаев оставил за собой значимые полномочия — например, вопросы внешней политики и контроль над силовыми ведомствами страны.
Назарбаев никуда не уходит
Впрочем, изменения в политической системе Казахстана не стали неожиданностью: политические элиты заговорили о грядущей реформе еще весной прошлого года, а уже осенью началась подготовка к созданию группы специалистов, которая начала свою работу в январе 2017 года.
Рабочую группу возглавил руководитель администрации президента Адильбек Джаксыбеков. Помимо него сюда вошли представители парламента, правительства, Верховного суда, представители научно-экспертного совета и общественные деятели.
В течение полутора месяцев рабочая группа изучала действующее казахстанское законодательство, чтобы сделать прогнозы относительно предстоящих изменений по делегированию полномочий.
Однако, по мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина, эти решения Назарбаева были ожидаемыми, удивляет лишь быстрота реакции президента на предложения рабочей группы.
«Предлагаемая реформа означает переход от суперпрезидентской республики де-факто к парламентско-президентской.
Предложенная форма не означает коренного пересмотра основных документов Казахстана, поскольку так или иначе некоторые меры — допустим, о праве парламента утверждать в должности премьер-министра — уже содержатся в законах. Другое дело, что правоприменительная практика не работала», — подчеркнул Грозин в беседе с «Газетой.Ru».
Эксперт также отметил, что изменения предполагают проведение референдума, а это достаточно длительный процесс. Вместе с тем сам Назарбаев не упоминал о том, что проект изменений политической системы будет вынесен на референдум.
Тем не менее Грозин опроверг появившиеся предположения о грядущем уходе Назарбаева. «Не стоит воспринимать речь Назарбаева как его желание уйти с поста президента, поскольку за ним остаются силовые ведомства и внешняя политика.
Предполагаю, что Назарбаев будет править столько, сколько ему позволит здоровье. В связи с этим это точно не повторение сценария «Я устал, я ухожу» (отсылка к новогоднему обращению Бориса Ельцина 1999 года. — «Газета.Ru»)», — рассказал он.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», говорят, что за выступлением Назарбаева могут стоять и другие цели. Политолог и эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов отметил, что пакет реформ, предложенных Назарбаевым, может быть связан не столько с дальнейшей демократизацией, сколько с вопросом о мягком варианте передачи власти.
«Объявление о добровольной сдаче ряда полномочий демонстрирует спешку, о причинах которой остается только догадываться, — рассказал он. — Назарбаев не смог предложить схему транзита власти, которого уже давно ждут казахские кланы, а сама речь стала показателем имитации бурной деятельности».
Эксперт обратил особое внимание на тот факт, что Назарбаев не упомянул о референдуме, что наводит на мысль, что изменения в законы будут вноситься без привлечения широких слоев населения, а это «ставит под сомнение саму идею демократизации».
«При этом Назарбаев снимает с себя ответственность за социально-экономические вопросы, перекладывая ее на правительство», — подчеркивает Дубнов.
Кроме того, эксперт считает, что «Назарбаев чистит площадку» для дальнейшей передачи власти, ведь активная работа группы по подготовке реформы, а также перестановки в казахстанском правительстве начались после смерти президента Узбекистана Ислама Каримова.