Глава комитета по делам вооруженных сил сената США Джон Маккейн заявил, что президент России Владимир Путин добился для своей страны места ведущего игрока на Ближнем Востоке. При этом США приходится довольствоваться лишь приглашением к участию в переговорах по урегулированию в Сирии, передает MSNBC. Это первое условно положительное высказывание о Путине из уст человека, которого в России считают главным «русофобом» в американской политике.
«Он [Путин] не скрывает того, что он хочет. И он сделал это очень умным способом, несмотря на плохие карты на руках. Его экономика занимает всего 15-е место в мире, однако, несмотря на это, он сейчас является крупнейшим игроком на Ближнем Востоке», — заявил Маккейн.
Как отметил Маккейн, нет ничего важнее того, что Россия, Иран и Турция пригласили США на встречу по Сирии, которая пройдет в Астане. «США не являются лидером. США даже не являются участниками, их пригласили. Как низко мы опустились», — подчеркнул сенатор.
Любимец российской пропаганды
Высказывание Маккейна можно считать редким комплиментом в адрес Владимира Путина. К российскому президенту, которого Маккейн считает личным врагом, он часто обращался фамильярно, называя его в одном из своих постов в социальных сетях просто «Влад». Россию один раз он даже презрительно назвал «бензоколонкой, которая выдает себя за страну».
«Вообще-то он не был замечен ранее в любви к России. Думаю, это его принципиальная позиция, смягчение или ужесточение тона — это уже конъюнктура», — комментирует слова Маккейна ведущий научный сотрудник ИМЭМО Виктория Журавлева.
Путин дал характеристику Маккейну лишь однажды, и ее тоже нельзя назвать лестной: «Маккейн в свое время во Вьетнаме попал в плен. Он сидел в яме, несколько лет там просидел. Неудивительно, что он всех ненавидит. От такого у любого человека крыша съедет», — сказал российский президент во время одной из своих прямых линий в ответ на вопрос об отношении к сенатору.
Тяжелые годы вьетнамского плена, куда Маккейн попал в 1967 году, когда его самолет был сбит над Ханоем, действительно сильно отразились на здоровье бравого офицера, сына командующего Тихоокеанским флотом. Тогда он потерял 20 кг веса, подвергаясь, по его словам, жестким допросам во вьетнамской тюрьме «Хоало», известной среди американских пилотов под ироническим названием «Ханой Хилтон».
«Когда они хотели меня наказать, то просто отводили в помещение, где не было ни москитной сетки, ни кровати, никакой одежды. На протяжении четырех дней разные охранники избивали меня по два-три часа. Рука и ребра у меня были сломаны», — писал будущий сенатор в своих воспоминаниях, опубликованных в 1973 году в журнале US News and World Report.
В Америку Маккейн вернулся героем, несмотря на то что отношение к войне во Вьетнаме у американского общества было негативным. В политику Маккейн пришел в 1980-х во времена правления президента Рональда Рейгана, сначала как конгрессмен, а затем — в качестве сенатора. В 2015 году он возглавил родной для себя комитет по делам вооруженных сил, и в этом году его общий сенатский стаж достигнет 30 лет.
Маккейн дважды баллотировался в президенты — в 2000-м, а затем — в 2008 году, когда выступал с гораздо более жесткой позицией по отношению к России, чем все остальные кандидаты, вместе взятые.
В развязывании грузино-осетинского конфликта в 2008 году Маккейн обвинил лично Путина, правда, объективной такую позицию назвать было трудно — президентом Грузии в то время был старый приятель Маккейна — Михаил Саакашвили. Президентские выборы Маккейн тогда проиграл Бараку Обаме и снова вернулся в сенат.
Американист Иван Курилла считает, что секрет политической выживаемости Маккейна состоит в том, что он всегда выглядел достойным кандидатом. «Политическая выживаемость страдает в результате публикации компромата или в случае сокрушительного разгрома на выборах. Маккейн проиграл выборы, но не так и сокрушительно; а главное — многие (из голосовавших за Трампа) сравнивают республиканских кандидатов на нескольких последних выборах, и Маккейн смотрится лучше других», — рассказал эксперт в беседе с «Газетой.Ru».
Именно во время работы в сенате Маккейн стал «любимцем» российской телевизионной пропаганды, чье имя знали наизусть даже бабушки у подъезда.
«Путина он действительно ненавидит»
Противники Маккейна в России называют его русофобом, однако это не совсем так, рассказывал «Газете.Ru» хорошо знавший его, ныне покойный, политик Борис Немцов: «Я никогда не слышал от него ничего русофобского».
Сам Маккейн в статье, опубликованной на интернет-портале «Правда», сказал, что не является «антироссийским»: «Я пророссийский, более пророссийский, чем тот режим, который плохо управляет вами сегодня».
Вместе с тем Джон Маккейн — один из самых жестких и даже одиозных «ястребов» в американском сенате. Он неоднократно был автором многих антироссийских инициатив и выступал за поставки летального оружия на Украину. Вместе с сенаторами-демократами Беном Кардиным и Робертом Менендесом он также подготовил поправки, призванные ввести «всеобъемлющие» санкции против России.
Некоторые американские обозреватели считают, что Маккейн по каким-то причинам может испытывать личную неприязнь к Путину, якобы из-за того, что во Вьетнаме его могли допрашивать сотрудники КГБ. «Путина он действительно ненавидит», — рассказывал неоднократно встречавшийся с Маккейном Немцов.
Вероятнее всего, личная неприязнь к российскому президенту заставила Маккейна передать Трампу материалы о компромате на него, которые российские спецслужбы якобы на него собирали. «Я сделал то, что должен был сделать каждый гражданин», — сказал Маккейн журналистам, отметив при этом, что даже не знал, соответствуют ли эти сведения действительности.
Как оказалось позже, материалы о том, что Трамп якобы отдыхал в компании проституток в России, оказались сфабрикованными. При этом на этой неделе Маккейн сам заявил, что никаких связей между Кремлем и Трампом нет.
Глава сенатского комитета не скрывает, что испытывает неприязнь не только к Путину, но и к избранному президенту США Дональду Трампу, которого он вначале поддерживал и в ком потом разочаровался. Правда, Трамп тоже не стеснялся в выражениях.
Во время предвыборной кампании он заявил, что Маккейна считают «героем только потому, что он был в плену. А мне нравятся люди, которые в плену не были».
Принять такое оскорбление Маккейну было тяжело, рассказывают люди, знающие сенатора. Тень прошлой войны во Вьетнаме и пятилетнего плена по-прежнему преследует его, и, возможно, в жестоких словах Трампа есть своя правда. Правда и то, что со своими мучителями Маккейн смог примириться. В 2012 году он даже побывал в той самой тюрьме, где провел пять лет. На месте, где катапультировался Маккейн, стоит памятник, изображающий летчика с поднятыми руками. Маккейн осмотрел и его и даже сфотографировался на его фоне.