Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) существует с 1992 года. Идея организации — в обеспечении безопасности и территориальной целостности ее членов. Сейчас в ее состав входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. В качестве государств-наблюдателей в ОДКБ также включены Сербия и Афганистан. В экспертном сообществе мнение об ОДКБ не особо лестное для этой организации. Принято считать, что союз не может похвастаться каким-то особым влиянием на международную повестку.
Парламентская ассамблея ОДКБ включает в себя глав парламентов входящих в нее стран. Они решают задачи по «гармонизации» законодательства, то есть фактически соответствия законов стран — членов ОДКБ. Но в этот раз в повестку заседания был включен и другой вопрос: об избрании председателя парламентской ассамблеи ОДКБ. Предыдущим председателем организации был Сергей Нарышкин, но после выборов, несмотря на победу в одномандатном округе, он отказался от мандата и перешел на должность директора Службы внешней разведки РФ.
Вспоминая Нарышкина, участники ассамблеи дипломатично говорили, что он «переведен на другую работу». Особой интриги в том, кто станет новым председателем, не было. По наследству место досталось новому спикеру Думы Вячеславу Володину.
Его кандидатуру на эту должность на заседании совета ассамблеи дипломатично предложил председатель мажилиса (нижняя палата парламента) Казахстана Нурлан Нигматулин. В своей речи он не скупился на комплименты. Так, собравшиеся узнали от Нигматулина, что Володин зарекомендовал себя «эффективным, талантливым управленцем», а в бытность свою вице-спикером «неоднократно демонстрировал, что может объединить коллег с разными мнениями».
Решил не отставать от коллеги и председатель совета республики Национального собрания Республики Беларусь Михаил Мясникович. Он поведал собравшимся, что спикер Госдумы представляет собой «новое поколение инициативных руководителей, которые определяют развитие сильной и процветающей России».
«Если кому-то нужны потрясения, то нам нужна сильная организация», — внес свою лепту в обсуждение представитель Армении, заместитель председателя Национального собрания Республики Армения Эдуард Шармазанов.
Всего через два часа после вынесения кандидатуры Володин был утвержден на данную должность.
В дальнейших разговорах представителей разных стран звучали такие слова, как «противодействие терроризму и экстремизму», регулирование «кризисных ситуаций», «миграционный кризис в Европе». А представитель Армении еще и попытался склонить своих коллег к тому, чтобы они осудили ситуацию в Нагорном Карабахе. «У меня есть документы. Но я не хочу показывать эти фотографии, так как в зале есть женщины!» — интриговал присутствующих представитель Армении. Впрочем, поддержки от своих коллег он не добился.
В целом остальные участники ОДКБ были настроены на более легкий лад. По всей видимости, большинство своих вопросов они решили в ходе многочисленных двусторонних встреч накануне. На заседании совета парламентской ассамблеи укутанная в платок представительница афганской делегации увлеченно фотографировала сидящих с помощью планшета. Видимо, отыгрывала статус своей страны-наблюдателя при ОДКБ.
Как рассказал «Газете.Ru» в кулуарах источник в нижней палате российского парламента, представители Афганистана и Пакистана (впрочем, как и представители других стран-участниц, с которыми проходили двусторонние встречи) уже пригласили Вячеслава Володина при личном общении посетить их страны. Уже весной следующего года может быть решен вопрос о том, чтобы Пакистан и Иран тоже получили статус наблюдателей в парламентской ассамблее ОДКБ.
В своей речи после избрания Володин выделил четыре основные задачи. Во-первых, нужно переходить от «гармонизации» законодательства к унификации. Это, в представлении спикера, означает обеспечение «максимального применения» модельных законов в национальных законодательствах. В качестве второго направления спикер выделил «ускорение» работы по формированию единого правового пространства в сфере обороны и безопасности на территории ОДКБ.
Здесь российская Дума намерена еще в этом году ратифицировать соглашение о сотрудничестве членов ОДКБ в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения.
Третье приоритетное для Володина направление — парламентское реагирование на «кризисные ситуации» не только на пространстве ОДКБ, но и за его пределами. Здесь выступающий отдельно упомянул Афганистан. Четвертым желанием спикера стало сделать ассамблею объединяющей площадкой для парламентариев ОДКБ и ШОС.
В кулуарах, отвечая на предложение «Газеты.Ru» сравнить активность и вес ОДКБ и НАТО, источник в Госдуме объяснил «Газете.Ru», что это связанно с тем, что в ОДКБ любое решение принимается исходя из воли всех государств-членов, «на условиях консенсуса», в то время как в том же НАТО есть явный диктат США.
Впрочем, еще один источник, близкий к руководству Госдумы, отметил, что не исключена активизация развития ОДКБ: «Это зависит от того, есть ли у участников ОДКБ запрос на эту активизацию». По мнению собеседника «Газеты.Ru», в нынешней ситуации, учитывая ряд вызовов, связанных в том числе с террористическими угрозами, таких запросов становится все больше.
С удовлетворением воспринял в разговоре с «Газетой.Ru» замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев новость о возможном вступлении в ОДКБ новых членов — пусть даже в статусе наблюдателей и только на парламентском уровне.
С точки зрения специалиста, в отличие от НАТО у ОДКБ есть большой потенциал для борьбы с нетрадиционными угрозами: распространением терроризма, мировым наркотрафиком, нелегальной миграцией — действуют соответствующие проекты.
Но потенциал этот не реализован в связи с большим количеством внутренних противоречий между членами организации — «фактически работают только двусторонки». Продвижение же организации за пределы постсоветского пространства, расширение зоны ответственности и, как следствие, повышение внимания к ней, ее международного статуса, будут способствовать внутреннему укреплению.
«Мы можем находиться на рубеже качественного изменения ОДКБ, — считает Евсеев. — В течение долгого времени к ОДКБ в России относились как к организации, которая нужна на перспективу. И тут возникает такая идея, что, может быть, такая перспектива теперь пришла. Так что это может быть заделом на будущее».