Разговор с журналистами The New York Times (NYT) Трамп начал с обвинений. По словам избранного президента, из всех газет США именно это издание относилось к нему особенно негативно. После Трамп в течение восьми минут рассказывал о том, насколько блестяще он провел предвыборную кампанию и какие таланты начинают приходить в его президентскую администрацию, которая начнет работать с января.
Тем не менее Трамп готов работать с «негативно настроенной» NYT, подчеркнул политик. «Вы еще будете приятно удивлены», — пообещал он.
Бич журналистов
Отношения с американской прессой у Дональда Трампа не заладились сразу после того, как он выставил свою кандидатуру на президентских выборах в США. Каждое СМИ регулярно подвергало его обструкции из-за его вульгарного популизма, полного отсутствия политического опыта и даже из-за длины галстука.
Теперь же, когда Трамп победил на выборах вопреки большинству прогнозов благопристойных американских изданий, пришел его черед отыграться на СМИ. В понедельник он пригласил представителей крупнейших телеканалов к себе в «Башню Трампа» (нью-йоркский небоскреб, построенный компанией избранного президента США). Встреча была в формате off the record: иными словами, журналисты обязались не публиковать информацию об этом мероприятии.
Однако уже на следующий день источник (предположительно, из администрации самого Трампа) сообщил в газету The New York Post о том, что произошло в «Башне Трампа» в тот день. Заголовок отражает всю суть: «Встреча Трампа с представителями прессы стала «гребаным расстрелом».
Избранный президент вылил всю накопившуюся агрессию на представителей крупнейших американских бродкастеров, включая CNN, ABC, CBS и MSNBC. Трамп разнес журналистов в пух и прах, назвав их работу в ходе предвыборной кампании лживой и двуличной. Он высмеял в лицо журналистку ABC Марту Раддатц, которая вела один из раундов предвыборных дебатов и расплакалась в прямом эфире, осознав, что соперница Трампа Хиллари Клинтон проиграет.
Журналисты ответили Трампу жесткими вопросами. Например, как он будет жить в вашингтонском Белом доме, в разлуке с супругой Меланьей? Она уже отказалась переезжать из энергичного города Нью-Йорка в размеренный и тихий Вашингтон.
В целом один из собеседников Post охарактеризовал встречу 21 ноября как «полный провал».
Путин без Украины
С NYT Трамп говорил гораздо конструктивнее. По очевидным причинам, интервью было посвящено в первую очередь поразившим США итогам выборов и ближайшим планам Трампа. Однако о России у избранного американского лидера тоже нашлась пара слов.
«Мне недавно пришлось выслушивать сенатора Линдси Грэма (сенатор-республиканец от Южной Каролины, раскритиковавший Трампа за его мягкую позицию относительно России. — «Газета.Ru»), который просто утомил. Он призывал атаковать Сирию, из его слов выходит, что, получается, надо атаковать Россию, атаковать Иран, постоянно атаковать, — рассуждал Трамп. — А куда мы придем? Что мы получим от этого?»
По словам избранного президента США, чтобы наладить отношения с мировым сообществом, прежде всего нужно решить сирийский конфликт, который приносит одни страдания, разрушения и смерть. «У меня есть очень мощные идеи относительно Сирии», — заявил Трамп. По его словам, их политик уже обсуждал с Путиным во время их телефонного разговора.
На вопрос, готов ли Трамп к новой «перезагрузке» с Россией, тот ответил, что, учитывая провал прошлой «перезагрузки» отношений Вашингтона и Москвы, лучше это слово не использовать.
«Перезагрузка», вероятно, не удовлетворяет Трампа и по причине того, что эта инициатива принадлежала Хиллари Клинтон, которая в 2009 году была госсекретарем США. Она вместе с главой МИД РФ Сергеем Лавровым на церемонии нажала на символическую красную кнопку, на которой по ошибке было написано не «перезагрузка», а «перегрузка».
В итоге тогдашнее потепление российско-американских отношений развивалось как раз по сценарию «перегрузки». Добившись подвижек в нераспространении ядерного оружия, Москва и Вашингтон не смогли сохранить положительной риторики на переговорах, в том числе из-за расширения американской системы ЕвроПРО.
«Но я бы с удовольствием сейчас наладил контакт с Россией, и я думаю, что и Россия хотела бы с нами поладить, — добавил Трамп. — Это в наших общих интересах».
Он вспомнил о потоке критики в свой адрес — «когда они говорили: Дональд Трамп любит Путина, Путин любит Дональда Трампа». «Я отвечал на это: чем плохо, если мы поладим с Россией, чем плохо, если мы вместе ударим по ИГ (террористическому «Исламскому государству», запрещенному в РФ. — «Газета.Ru»), — говорил Трамп. — И сейчас я могу это повторить перед тысячами людей».
Об Украине между тем Трамп в интервью NYT решил не распространяться. Вероятно, потому, что ряд политических позиций избранного президента США до сих пор продуман довольно слабо. Ранее Трамп говорил, что населению Крыма, в 2014 году перешедшего в состав РФ, «лучше с Россией, чем там, где они были раньше». Кроме того, политик не исключал пересмотра позиции США по нынешнему крымскому статусу. Однако с тех пор он не делал никаких заявлений об Украине.
15 ноября стало известно о телефонном разговоре между Трампом и Петром Порошенко, во время которого украинский лидер в том числе говорил о «совместном подходе к отражению российской агрессии». Политики договорились провести двустороннюю встречу в Киеве. Однако конкретных дат пока названо не было.
О том, что Трамп, вероятно, не успел продумать целый ряд важных политических вопросов, рассуждали в редакционной колонке журналисты NYT по итогам встречи с избранным президентом. Издание было приятно удивлено, что Трамп «сдал назад» по целому ряду скандальных инициатив, включая разрешение пыток в ходе допросов подозреваемых. Журналисты поддержали Трампа и в том, что тот осудил организации белых расистов, которые выступили с горячей поддержкой его кандидатуры.
Однако у NYT есть вопросы относительно формулы «У меня открытое сознание», которую Трамп регулярно повторял в ходе интервью. «Проблема в том, как бы мило ни звучали его ремарки, вызывает беспокойство осознание того, насколько слабо продумана позиция избранного президента по целому ряду вопросов», — гласит текст редакционной колонки.
Рональд Рейган любил говорить, что в переговорах с СССР нужно руководствоваться принципом «доверяй, но проверяй», напомнило издание. Сейчас этот подход стоит применять к Трампу.
«За одним исключением. К сожалению, из этой фразы нужно исключить слово «доверяй», — считают журналисты NYT.