Оппозиционный блок «Круглый стол демократического единства» собрал в минувшее воскресенье экстренную сессию Национальной ассамблеи, на которой Николас Мадуро был обвинен в нарушении конституции страны через вмешательство в процедуру проведения импичмента. Двумя днями ранее Национальный избирательный совет, принимающий решение о проведении референдума по снятию президента с должности, остановил инициированную оппозицией процедуру.
Причиной отказа стали решения нескольких региональных судов о признании недействительными собранных в поддержку референдума подписей. Представители оппозиции считают, что Мадуро добился решения об отмене референдума через подконтрольных ему судей, и собираются прибегнуть к уличным акциям для давления на президента. Согласно основному закону, если импичмент будет все-таки объявлен, то власть переходит в руки вице-президента вплоть до следующих выборов.
Ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки Эмиль Дабагян считает, что ситуацию в Венесуэле можно сравнить с ситуацией «двоевластия» в предреволюционной России:
«Законодательная власть в руках оппозиции, а судебная практически подчиняется Мадуро. Пока неясно, каким будет выход из наступающего кризиса: ситуация очень тяжелая и непредсказуемая».
Проблема — в личности самого Мадуро. Бывший водитель автобуса, который пришел в политику из профсоюзного движения, не имеет харизмы покойного Уго Чавеса. «Этот выбор был неосознанным, так как он фактически был сделан Чавесом на смертном одре», — говорит Дабагян.
Под давлением оппозиции рейтинг Мадуро стремительно падает на фоне резкого ухудшения ситуации в экономике. У наследника Чавеса остается все меньше поля для маневра.
Возможным спасением для политического режима в Венесуэле мог бы стать рост нефтяных цен.
Тогда, как отмечает газета «Майами Геральд», правящая партия страны может даже пойти на досрочные выборы. В этом случае у «чавистов» появится небольшой шанс их выиграть.
Спасение извне
В условиях низких цен на нефть Мадуро пытается договориться о совместных действиях с другими игроками нефтяного рынка. На днях он провел встречу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Президенты нефтяных держав обсуждали возможные совместные действия на предстоящей встрече стран — членов ОПЕК в Вене 30 ноября. В конце прошлой недели Николас Мадуро также совершил визит в Иран, где был принят главой государства аятоллой Хаменеи. Духовный лидер пытался подбодрить Мадуро критикой в адрес Америки.
«Постоянные ошибки, которые США совершают на протяжении последних 15 лет, привели их к бесцельной беготне по региону, и сейчас у них нет никаких надежд», — уверял Хаменеи Мадуро.
Свои визиты в Азербайджан и Иран Мадуро совершил в качестве главы государства — председателя Движения неприсоединения. Во времена «холодной войны» оно было мощной политической силой, однако эти времена давно позади.
Как отмечает Эмиль Дабагян, Мадуро «пытается улучшить экономическое положение страны за счет внешних акций». Параллельно он пытался улучшить и отношения с США, которые в свое время были главным покупателем венесуэльской нефти. Однако его недавняя встреча с госсекретарем США Джоном Керри вряд ли имела практический результат. В США идет предвыборная кампания, сам Джон Керри через несколько месяцев должен покинуть свой пост, каких-либо судьбоносных решений он принимать не станет.
Стоит также отметить, что Москва, которая во времена Чавеса рассматривала Венесуэлу как стратегического союзника, сейчас не спешит оказывать какую-либо моральную поддержку Каракасу и ограничивается деловыми отношениями. В ближайшее время планируется заключить с Каракасом договор о поставках зерна на 2017 и 2018 годы, но его условия пока не определены.
Кроме того, правительство России продлило срок выплаты Венесуэлой долга в размере $2,8 млрд.
Изначально первый транш был запланирован на декабрь 2016 года. По новому постановлению, первый платеж отложен до 31 марта 2019 года. Срок полномочий нынешнего президента страны истекает именно к этому времени.