18 октября на сайте президента Украины Петра Порошенко появился указ о введении санкций против более чем 680 физических лиц и 270 компаний. Все они, как утверждается в тексте, причастны к агрессии против Украины. Петр Порошенко думал над ограничениями месяц: санкционный список совет национальной безопасности разработал и утвердил еще в сентябре.
«16 сентября 2015 года указом президента Порошенко были введены санкции сроком на один год. 16 сентября 2016 года санкции закончились. И уже месяц нет указа Порошенко о восстановлении санкций. То есть США держат санкции против России, Канада держит, Евросоюз держит, а Украина — нет», — заявил депутат от «Блока Петра Порошенко» Сергей Лещенко.
Шире круг
Впервые Украина ввела санкции против России в прошлом году. Тогда они касались 355 физических лиц и 160 компаний.
В этом году список был существенно расширен преимущественно за счет жителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), которых подозревают в совершении преступлений против Украины.
В санкционный список внесены, в частности, вице-премьер России Дмитрий Рогозин, сенатор Елена Мизулина, депутат Госдумы Владимир Жириновский, глава Крыма Сергей Аксенов, вице-премьер правительства Крыма Руслан Бальбек.
Санкции против юридических лиц также были расширены. В стране ограничивается работа шести платежных систем: «Золотая корона», «Колибри» (ранее — «Блиц»), «Международные денежные переводы Лидер», «Юнистрим», Anelik и Blizko. Информации по их доле на рынке нет. Но в прошлом году, по данным Национального банка, украинские гастарбайтеры перечислили на Украину $5,1 млрд. Из них 28% — из России, а большинство переводов направлялось через запрещенные сейчас системы переводов. Теперь им придется найти иностранную альтернативу этим системам.
Ограничивается также деятельность крупнейших российских производителей — автотранспорта КамАЗ и железнодорожного подвижного состава Трансмашхолдинг (контролирует компанию «Лугансктепловоз»).
Но это не станет сильным потрясением для компаний. По данным ассоциации «Укравтопром», в январе – сентябре в дилерской сети компании КамАЗ продано около 50 автомобилей этой марки, а «Лугансктепловоз» находится на неподконтрольной Украине территории.
Аналогичная ситуация и с авиакомпанией «ЮТэйр», которая также попала под санкции. Этот перевозчик уже давно не летает на Украину. В начале 2015 года «ЮТэйр-Украина» был продан туроператору AnexTour и сейчас выполняет чартерные рейсы под названием Azur Air.
Больше всего досталось «Русалу», который владеет на Украине Николаевским глиноземным заводом (входит в тройку по объемам компании), около 30% Запорожского алюминиевого комбината и арендует Днепро-Бугский порт.
«Олега Дерипаску не очень любят в Украине, поэтому против его предприятий и были введены санкции. Они, например, не затронули украинский бизнес Александра Бабакова и Константина Григоришина», — рассказывает «Газете.Ru» источник в администрации президента Украины.
Включение в санкционный список дочерних предприятий и сотрудников «Русала» носит необоснованный характер. «Русал» и входящие в его состав предприятия не оказывают влияния на политические процессы, происходящие на территории Украины, не создают угрозы национальной безопасности и не препятствуют экономическому развитию страны, говорится в официальном сообщении компании.
«В настоящее время компания проводит юридический анализ совершенных против нее действий. Мы будем использовать все законные способы для защиты своих интересов и интересов акционеров. Нанесенный компании ущерб будет предъявлен к возмещению в судебном порядке», — сказано в сообщении.
Визы подождут
Расширенный перечень санкций был обнародован после активной, но безрезультатной дискуссии о введении визового режима с Россией.
Его инициатором в начале октября выступил глава Верховной рады Андрей Парубий, который предлагал привлечь Россию к ответу за задержание украинского журналиста Романа Сущенко.
Законопроект был зарегистрирован в стенах парламента, и, по слухам, большая часть депутатов согласилась поддержать документ. Но народные избранники так и не приступили к рассмотрению законопроекта. Вместо этого на соответствующем заседании парламента был продлен мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения еще на год.
Отказ от идеи визового режима в том числе связан с позицией правительства Украины, которую обозначил министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
«Вопрос в том, что это нам даст, как мы это сделаем, в какие сроки, как это будет влиять на наших граждан в оккупированном Крыму, наших граждан, которые находятся в России. Мы понимаем, что Россия сразу начнет бешеную кампанию, будет усложнять получение виз, будет предлагать гражданство, предлагать многие вещи», — заявил министр и добавил, что Украине придется принять более «жесткие меры».
В России работает свыше 4 млн украинцев, поэтому введение визового режима может больно ударить по жителям восточных областей. Украинские предприятия не готовы трудоустроить такое количество работников, а Польша официально готова принять только около 1 млн человек в этом году.