2 сентября, по официальным данным, после перенесенного инсульта скончался президент Узбекистана Ислам Каримов. В четверг, 8 сентября, исполняющим обязанности президента стал Шавкат Мирзияев, его кандидатуру утвердили обе палаты узбекского парламента. Аналитики уже упоминали его в качестве наиболее вероятного преемника Ислама Каримова, едва только появилась информация о тяжелом состоянии первого президента Узбекистана.
Учитывая авторитарный характер политической системы Узбекистана, победа Мирзияева в борьбе за президентский пост не вызывает сомнений. Однако в отличие от предшественника — покойного президента Каримова срок полномочий нового главы государства урезан. В 2011 году президентская каденция была сокращена с семи до пяти лет.
Как сообщает «Фергана.ру»,
Мирзияев — один из наиболее близких и преданных Каримову политиков, который посещал президента практически ежедневно.
Один из российских дипломатов, работавший в Узбекистане, говорит о тесных связях премьер-министра с семьей покойного президента. «Его можно назвать соратником Каримова, про которого говорят, что тот чужих к себе не подпускал», — объясняет собеседник.
Однако
в Узбекистане Мирзияев не пользуется популярностью. Будучи руководителем администрации сначала Джизакской, а потом Самаркандской областей, он прославился «способностью крепко выражаться и пускать в ход кулаки», а также рядом непопулярных мер, в том числе так называемыми продразверстками фермеров.
Знаток «поливной борозды»
Исполняющий обязанности президента Узбекистана является сыном врача Миромона Мирзияева, который всю свою жизнь посвятил борьбе с туберкулезом после того, как его супруга умерла от этой болезни. В детстве будущий узбекский лидер воспитывался мачехой. Она, утверждают в узбекских СМИ, «сыграла положительную роль в его воспитании».
По образованию Мирзияев — инженер-мелиоратор. В советское время эта профессия пользовалась большим спросом в Узбекистане, так как республика нуждалась в большом количестве воды для урожая хлопка.
При СССР Мирзияев написал работу «Модель взаимодействия пневмашины с почвой в поливной борозде». В Узбекской ССР он также активно занимался комсомольской работой, а в 1990 году стал депутатом Верховного Совета республики.
На посту главы правительства, который Мирзияев занимает с 2003 года, он курировал сельское хозяйство и развитие регионов. В частности, был ответственным за уборку хлопка, к которой до недавнего времени принудительно привлекали даже детей.
Тем не менее еще в должности премьера Мирзияев грозил карами тем хозяйствам, которые будут использовать на уборке урожая труд подростков.
Несмотря на то что он занимал должность премьера более 12 лет, Мирзияева нельзя назвать публичной фигурой. Он почти не общался с прессой и держался в тени, занимаясь хозяйственными вопросами.
По одной из версий, Мирзияева в правительство внедрил Рустам Иноятов, глава Службы национальной безопасности.
В статье для Московского центра Карнеги говорится, что Иноятов контролирует все основные силовые ведомства и оказывает влияние на президента через своих людей в аппарате, одним из которых считается премьер-министр.
Не зря президент стремился держать Мирзияева на «коротком поводке», стараясь ограничить его контакты с представителями СНБ.
Андрей Серенко из Центра изучения современного Афганистана говорит «Газете.Ru», что Мирзияев вместе с «серым кардиналом Иноятовым составляли жесткий административный клан». По его мнению, Иноятов будет оставаться в тени, помогая Мирзияеву.
Правда, эксперт по Узбекистану Юрий Мавашев полагает, что значение СНБ в политической карьере Мирзияева преувеличено. «Действительно, он всегда поддерживал хорошие отношения с Иноятовым и с силовыми структурами. Но в первую очередь он талантливый и опытный управленец».
Мавашев отмечает, что
Мирзияев — компромиссная фигура, так как был назначен на свой пост в обход конституции страны: она гласит, что в случае смерти президента временным главой страны является спикер парламента.
«Это свидетельствует о том, что между правящими кланами была достигнута договоренность и компромиссной фигурой стал именно премьер-министр. К тому же, в отличие от спикера парламента — законного врио, фигура Мирзияева знакома и понятна гражданам страны», — говорит эксперт.
Дальние родственные связи Мирзияева с российским миллиардером и уроженцем Узбекистана Алишером Усмановым дали повод СМИ спекулировать о «пророссийской» ориентации премьера.
Племянница жены Мирзияева вышла замуж за Бабура Усманова, племянника и некогда предполагаемого наследника Алишера. Однако несколько лет назад Бабур погиб в автокатастрофе.
На этой неделе Шавкат Мирзияев провел личную встречу с Владимиром Путиным, который приехал в Самарканд почтить память первого президента Узбекистана. Премьер выразил благодарность за визиты президента и премьер-министра России, назвав их «плечом настоящего друга». Он также заявил, что отношения Узбекистана с Россией «были, есть и будут стратегическим партнерством».
Узбекистан в настоящее время не является членом ЕАЭС, а также ОДКБ, военно-политического блока под патронатом России.
По мнению Серенко, с приходом к власти в Узбекистане Мирзияева «будет усиливаться пророссийский крен». Эксперт Мавашев полагает, что Узбекистан будет заинтересован в экономической интеграции в близкие России экономические союзы вроде Евразийского экономического сообщества: «Однозначно, будут предприниматься шаги в сторону интеграционных объединений, поскольку экономические вопросы требуют безотлагательных практических мер».
Другие эксперты, напротив, предполагают, что ожидать кардинальных изменений в политике по отношению к России не стоит: Мирзияев будет продолжать «балансировать между разными центрами силы» и «заигрывать» с США.
Вашингтон действительно намерен укреплять связи в Узбекистане, но, в отличие от России, представленной премьер-министром, США не прислали на похороны Каримова значимой фигуры. При этом при жизни бывшего президента именно узбекский Самарканд был выбран во время визита госсекретаря США Джона Керри для подписания декларации партнерства и сотрудничества Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана с США.
Среди недавних публичных шагов Мирзияева — лишение гражданства узбекского певца Абдулазиза Карима, принявшего подданство Турции. По сведениям участников заседания правительства, он назвал певца «предателем родины». Однако турецкие эксперты говорят о том, что при новом президенте отношения Анкары и Ташкента со временем улучшатся. Поскольку покойный Каримов холодно относился к Турции из-за того, что эта страна дала приют бывшему лидеру узбекской оппозиции Мухаммаду Салиху, а у нового президента таких предубеждений к Анкаре нет.