В ночь на пятницу, 2 сентября, правительство Узбекистана объявило о резком ухудшении здоровья президента республики Ислама Каримова. «Дорогие соотечественники! С большой тяжестью в сердце сообщаем вам, что в минувшие сутки в состоянии нашего президента произошло резкое ухудшение и, по мнению врачей, оно оценивается как критическое», — говорилось в заявлении, опубликованном в национальных СМИ республики. Во второй половине пятницы правительство республики объявило о смерти лидера страны, сообщило РИА «Новости».
<5>Похороны лидера пройдут в его родном городе Самарканде. Вечером 1 сентября в соцсетях появились первые сообщения о том, что власти блокировали несколько районов города, чтобы расчистить кладбище Шахи Зинда, а также площадь Регистан.
В траурной телеграмме президент России Владимир Путин назвал Ислама Каримова «авторитетнейшим государственным деятелем, настоящим лидером своей страны». «С его именем связаны важнейшие вехи в истории современного узбекского государства», — говорится в послании. Премьер-министр России Дмитрий Медведев возглавит правительственную делегацию на похоронах президента Узбекистана.
Первые сообщения о смерти Каримова появились поздно вечером 29 августа. Тогда региональное информагентство «Фергана» написало, что Каримов скончался в понедельник примерно в 15.30 по ташкентскому времени, то есть в 13.30 мск. В аппарате президента Узбекистана журналистам РИА «Новости» опровергали эту информацию. В Кремле, в свою очередь, не подтверждали.
Однако Аркадий Дубнов, эксперт по странам Центральной Азии, рассказал «Газете.Ru», что его информированный источник из Узбекистана также подтвердил информацию о кончине политика.
В четверг «Фергана» написала, что официальное заявление о смерти Каримова будет сделано в пятницу, 2 сентября, а похороны состоятся на следующий день. Кроме того, 2 сентября три дипломатических источника подтвердили Reuters сообщения о кончине политика.
Сообщения о кончине Ислама Каримова — большой удар по политической системе современного Узбекистана. Дело в том, что политик без преувеличения является создателем страны в ее нынешнем виде. Начав восхождение к власти с позиции экономиста-«технократа», Каримов аккумулировал свои навыки управленца в реальную власть во время перестройки, когда в СССР начали прислушиваться к амбициозным и новым идеям молодых политиков. В независимом Узбекистане он создал максимально комфортную для себя систему управления, приблизив к себе глав противоборствующих кланов и используя советский «силовой багаж», чтобы их контролировать.
По мнению опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, режим Каримова даже без своего создателя сможет успешно продолжить свое существование. В современном Узбекистане Каримов не оставил ни сильной политической оппозиции, ни почвы для разрастания исламистских настроений.
Но главная опасность в том, что после Каримова не найдется ни одной политической фигуры, которая бы сочетала в себе талант управленца, целеустремленность и амбиции, которыми обладал этот политик. Без этого политическая система Узбекистана, опирающаяся на одного человека, может быстро дестабилизироваться.
«Наследие Каримова в том, что он стоял у начала постсоветского транзита Узбекистана, каким бы несовершенным он ни был», — сказал о Каримове аналитик центра Gulf State Analytics Теодор Карасик в беседе с «Газетой.Ru».
Инженер с харизмой
Ислам Каримов родился в Самарканде в 1938 году. Получив образование инженера, Каримов в советские годы работал на республиканском авиационном предприятии, затем — в Госплане республики. В 1960-х годах он получил второе образование экономиста и начал строить партийную карьеру, дослужившись до главы Госплана и министра финансов Узбекской ССР.
Во времена перестройки Каримов стал председателем Совета министров республики. После того как многолетний глава республиканской Компартии Рафик Нишанов ушел на повышение в Москву, Каримов занял пост первого секретаря Компартии Узбекистана. По воспоминаниям современников, политик предлагал Михаилу Горбачеву выдвинуть на пост вице-президента СССР Нурсултана Назарбаева, который, как считал Каримов, мог найти общий язык с республиками.
Во время распада СССР Каримов поддержал силы, выступавшие за сохранение Союза. Он собирался подписать новый Союзный договор, однако после провала путча 1991 года эта борьба стала бесперспективной, и Узбекская Республика провозгласила полную независимость от СССР.
Властный и харизматичный правитель, Каримов умел производить нужное впечатление на политических деятелей самого разного склада. Первый президент России Борис Ельцин характеризовал его в книге «Президентский марафон» как «большого умницу, человека по-восточному тонкого».
Во время одного из визитов в Ташкент российскому президенту стало плохо, и Каримов, который встречал его, смог подхватить Ельцина и не дал ему упасть. Президенту Узбекистана помогла реакция опытного теннисиста — это тоже стало почвой для его сближения с Ельциным, популяризатором этого вида спорта в России.
Союзник на юге
«России на юге нужен сильный союзник, и он у нее есть», — говорил Каримов в интервью газете «Коммерсантъ» в 2000 году. Тепло здороваясь на встречах с президентом Владимиром Путиным, к которому испытывал личную симпатию, Каримов, однако, начал все быстрее отдаляться от России..
Узбекистан дважды покидал военно-политический союз ОДКБ, последний раз в 2012 году.
В начале 2000-х годов США считали его одним из важнейших союзников в Центральной Азии — особенно в рамках афганской кампании западной коалиции. Каримов разделял взгляды Вашингтона на борьбу с терроризмом в Афганистане, так как боялся роста радикального исламизма у себя в стране. Узбекистан размещал у себя американскую военную базу с 2001 по 2005 год.
Бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд отмечал, что Каримов «не является демократом в американском духе… Но он не проявил ни малейшей враждебности к интересам США». В своей автобиографической книге госсекретарь США Кондолиза Райс откровенно отмечает, что Каримов «получил достаточно большую финансовую помощь за свою поддержку». Кроме военного аэродрома, который использовался американскими военными, Узбекистан также участвовал в программе «тайных тюрем», которые организовывало по всему миру ЦРУ при администрации Джорджа Буша.
Прагматичные отношения администрации Джорджа Буша и Ислама Каримова испортились после того, как узбекские власти жестоко подавили антиправительственные выступления в Андижане, в которых погибло более 200 человек. Вашингтон, который всегда заботился о своем демократическом имидже, не мог после этого сохранить Ташкент в числе своих союзников.
Впрочем, и сам Каримов был готов сотрудничать с США только в тех сферах, которые представляли для него интерес. Призывы Вашингтона о необходимости демократизации в Узбекистане политик отвергал с порога, как утверждает американская дипломатическая переписка, выложенная на WikiLeaks. Каримов не стеснялся использовать свой административный ресурс и популярность, чтобы продлить свое правление.
Первоначально конституция страны предполагала не более двух президентских пятилетних сроков подряд. В 1995 году первый референдум продлил полномочия Каримова до 2000 года. Потом политик снова выиграл на выборах. Позже, в 2002 году, в результате референдума срок полномочий главы государства был увеличен с пяти до семи лет. В 2007 году ЦИК вновь зарегистрировал Каримова в качестве кандидата. Объяснялось это тем, что в 2002 году выборы в Узбекистане происходили по новой конституции, поэтому этот срок Каримова может считаться первым.
В 2014 году Узбекистан и Россия добились прорыва в отношениях. Путин посетил Узбекистан и списал стране долг на сумму более $800 млн, который тянулся еще с советских времен.
Это позволило решить острый газовый конфликт вокруг Киргизии, а также привело к ряду военных контрактов, важных прежде всего с политической точки зрения.
Каримов в последний раз был в Москве в апреле этого года. Официально обе страны обсуждали экономические проблемы, однако часть экспертов считает, что президент республики мог обсуждать с Путиным проблемы транзита власти. Две страны сегодня сближает и афганская проблема. В последние месяцы здесь заметно ускорился процесс слияния радикального движения «Талибан» (организация запрещена в России) и террористической организации «Исламское государство» (обе группировки запрещены в России). Это может привести к разрастанию исламистской радикальной угрозы ближе к границам и Узбекистана, и России.
Старомодность и эффективность
Как рассказывал его внук Ислам Каримов-младший в интервью британскому каналу ВВС, узбекский лидер был довольно консервативен в быту. По словам Каримова-младшего, он научил деда пользоваться интернетом, когда политик был уже в преклонном возрасте.
«У деда нет мобильного телефона, радио он не слушает, смотрит только телевизор. Если бы он пользовался интернетом, было бы легче изменить ситуацию, я бы мог написать ему письмо по электронке», — добавил Каримов-младший.
Однако старомодность не помешала Каримову превратить Узбекистан в одну из наиболее экономически успешных стран Центральной Азии.
В прошлом году МВФ прогнозировал стабильный рост экономики страны даже несмотря на падение цен на нефть. Этого удалось достичь «благодаря принятым программам модернизации промышленности и инфраструктуры и программам по приватизации и корпоративному управлению, которые будут способствовать структурным реформам и снижению роли государства в экономике», гласил текст доклада МВФ. По данным справочника ЦРУ, рост ВВП Узбекистана в прошлом году составил 8%.
Ранее опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сходились во мнениях относительно потенциальных преемников Каримова. Это премьер-министр Шавкат Мирзияев, его первый заместитель и по совместительству министр финансов Рустам Азимов, а также председатель Службы национальной безопасности (СНБ) Рустам Иноятов.
Наиболее вероятный из них — Мирзияев, который связан родственными узами с одним из богатейших олигархов России, этническим узбеком Алишером Усмановым. Насколько это сблизит Ташкент с Москвой, можно будет судить по дальнейшим кадровым перестановкам.
Именно премьер-министр страны 31 августа возлагал вместо Каримова венок у монумента Независимости и гуманизма в преддверии Дня независимости Узбекистана. 1 сентября Мирзияев срочно вылетел в Самарканд, по-видимому, чтобы лично принять участие в подготовке траурных мероприятий.