«Со смирением, решимостью и бесконечной уверенностью в американское будущее я принимаю вашу номинацию на пост президента США», — произнесла экс-госсекретарь США Хиллари Клинтон фразу, которая официально делает ее единым кандидатом от Демократической партии на приближающихся выборах. Она стала первой женщиной, вышедшей в финал предвыборной гонки.
Эта церемония стала кульминацией демократического съезда в Филадельфии, который всю неделю был посвящен тому, что даст Америке потенциальный президент Хиллари Клинтон. В ее поддержку выступали и президент США Барак Обама, и его супруга, популярная среди женского электората Мишель, и актриса Мерил Стрип, и Билл Клинтон, бывший президент США и супруг нынешнего демократического кандидата. Победу Хиллари Клинтон накануне окончательно признал и ее главный соперник-демократ на праймериз, сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс.
Каждый из них в целом говорил об одном. Хиллари Клинтон — одна из опытнейших политиков в США, она женщина, и она лучше Дональда Трампа.
Этот миллиардер, который также официально согласился стать единым кандидатом от конкурирующей Республиканской партии США, во многих речах на демократическом съезде представал воплощением всего самого плохого, что есть в Америке.
О печальной правде
Об этом говорила и сама Клинтон в своей главной речи на съезде. «Вы правда думаете, что Дональд Трамп — человек с подходящим темпераментом для человека на посту верховного главнокомандующего? Он выходит из себя после каждой, даже самой легкой провокации», — обращалась Хиллари Клинтон к залу.
«Попробуйте представить этого человека в Овальном кабинете в условиях настоящего кризиса. Человеку, которого можно раздразнить одной записью в Twitter, нельзя доверять ядерное оружие», — добавила Клинтон.
«Я признаю. Поначалу и я тоже не верила, у меня никак не могло уместиться в голове, что человек, который, действительно, хочет вести наш народ, может говорить вещи, которые он говорит. Что этот человек может быть таким. Но вот печальная правда. Нет никакого другого Дональда Трампа, это он и есть, — развивала свое наступление на соперника Клинтон. — Но, в конце концов, Трамп не может уяснить одну очень важную вещь. Америка — великая страна, потому что она добра».
Кроме того, кандидат пообещала, что будет президентом для всех американцев: тех, кто будет голосовать за нее, и тех, кто не будет. «Если вы демократы или вообще не демократы, но разделяете наши взгляды, это ваша предвыборная кампания», — обратилась она ко всем американцам.
Судя по последним соцопросам, рейтинги Клинтон и Трампа практически равны. Более того, республиканец-миллиардер в последние недели вырвался вперед, и Клинтон нужно срочно привлекать к себе колеблющийся электорат, которого отпугивают скандальные заявления Трампа, но который не слишком доверяет Клинтон, давно и плотно связанной с американским политическим истеблишментом, не пользующимся в США доброй славой.
На съезде в Филадельфии Клинтон была уверена в себе, серьезна и вся в белом. Перед ее выступлением многотысячному залу показали 12-минутный ролик о биографии политика. Закадровый голос принадлежал афроамериканскому актеру Моргану Фримену. Он рассказывал о том, как девочка с талантом, ответственностью и любовью к труду шла к сегодняшнему дню, который стал победой для всех женщин не только США, но и мира.
Трамп надеется на Россию
Тем временем Дональд Трамп делал все, чтобы перехватить инициативу у Клинтон. В пятницу он попытался вклиниться в новостной поток резким заявлением об утечках внутренней переписки Демократической партии, которая уже несколько недель является сильным раздражителем для Клинтон.
Как выяснили американские СМИ, серверы демократов пережили несколько хакерских атак, чей след тянулся из России. В результате взлома хакеры завладели десятками тысяч писем, часть из которых уже была опубликована на сайте WikiLeaks. Скандал уже стоил карьеры главе высшего партийного комитета Дебби Шульц.
Особое беспокойство для Клинтон представляет информация о том, что в результате взлома могла пострадать и ее личная почта, которая находилась на публичном сервисе и не была защищена по правилам протокола.
Если «русские хакеры» извлекли оттуда часть переписки, это даст повод американской общественности обвинить ее в разглашении государственной тайны. В этом случае кампанию Клинтон вряд ли ждет большое будущее.
Ее представители утверждают, что через этот ящик политик не вела переписку по вопросам, представляющим важность для американской безопасности. Более того, более 30 тысяч писем были удалены еще до того, как хакеры пытались взломать систему Демократической партии. Наконец, пока нет фактов, подтверждающих, что кто-то посторонний проник в почтовый ящик Клинтон.
Тем не менее Трамп уже обратился напрямую к России, заявив: «Россия, если ты слышишь меня. Надеюсь, ты найдешь те 30 тысяч писем, которые исчезли. Этим ты очень обрадуешь нашу американскую прессу».
Ранее Трамп говорил, что, если его изберут президентом США, он может рассмотреть вопрос о признании Крыма российским.
Заигрывания Трампа с Россией уже вызывают серьезное раздражение в штабе Клинтон. «Это уже давно вышло из ряда просто забавных заявлений и даже из разряда политических заявлений, — высказался по этому поводу Джейк Салливан, советник Клинтон по вопросам внешней политики. — Здесь речь идет об угрозе национальной безопасности».
Впрочем, есть еще одна фигура, которая пугает Клинтон и от которой зависит, куда развернется этот скандал. Это основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж, который сейчас находится в эквадорском посольстве в Лондоне, скрываясь от судебного преследования. Он считает возбужденное против него дело о сексуальных домогательствах политически мотивированным и отвечающим интересам США, которые и так сильно пострадали от предыдущих утечек, выложенных на WikiLeaks.
Сейчас у Ассанжа есть все возможности расквитаться с администрацией США, во главе которой находятся однопартийцы Клинтон. Как он заявлял CNN во вторник, у его команды еще много материала, который может скомпрометировать Демократическую партию.
Сегодня от решения Ассанжа выкладывать или не выкладывать эти документы зависит, в какую сторону развернется битва между Трампом и Клинтон.