Дональд Трамп стал официальным кандидатом в президенты от Республиканской партии. На партийном съезде в Кливленде за него проголосовали 1604 делегата, притом что необходимый максимум составляет 1237 голосов. Его ближайший соперник Тед Круз получил лишь 400 голосов.
Номинация Трампа была ожидаемой, хотя его оппоненты ранее питали надежду на то, что миллиардера смогут «прокатить» на голосовании.
Трамп прибыл на съезд в Кливленд со всем своим семейством — супругой Меланьей и дочерью Иванкой, которые, соревнуясь друг с другом в красноречии, произносили здравицы в честь мужа и отца на фоне предвыборного плаката «Сделать Америку снова великой».
В одном из главных материалов вторника, посвященных съезду, либеральная The New York Times назвала Трампа «новым Никсоном». Один из крупнейших американских политиков, друг всевозможных «сукиных сынов» США и «Леонида Ильича» Никсон — одна из самых противоречивых фигур американской политики. Он ушел в отставку со скандалом после знаменитой Уотергейтской истории, связанной с прослушкой в штабе демократов.
И если для демократов сегодня «Никсон» практически бранное слово, помощник Трампа Поул Манафорт сам признался журналистам, что, готовясь к своим выступлениям, Трамп использовал положения речи Никсона.
Похоже, использование чужих речей — фирменная фишка семьи Трампа. Журналисты либеральных СМИ, которые почти не скрывали язвительного отношения к Трампу, уличили его жену Меланью в плагиате. Дочь бывшего директора югославской автомастерской скопировала многие пассажи своей речи из выступления супруги президента США Мишель Обамы. Та произнесла речь в 2008 году на предвыборном съезде Демократической партии, на котором ее супруг Барак Обама был выдвинут в президенты.
Представители предвыборного штаба Трампа в ответ на критику подчеркнули: Меланья произносила «общие слова». То, что они подозрительно похожи на формулировки Мишель Обамы, — случайность, и из-за этого ни один спичрайтер уволен не будет.
Все ушли, а Трамп остался
Проигравший Трампу на праймериз губернатор штата Огайо Джон Кейсик появился перед своими сторонниками на частной вечеринке в Зале славы рок-н-ролла в Кливленде, где побывал и корреспондент «Газеты.Ru». Сторонники приветствовали его громкими аплодисментами. Умеренный республиканец Кейсик был надеждой противников Трампа, с точки зрения которых миллиардер позорит партию популизмом и огульными ксенофобскими заявлениями.
Кейсик улыбался и держал за руку свою супругу. Он говорил всем спасибо, но в голосе его чувствовалась досада. «Я понимал, что, если продолжу кампанию, я буду говорить людям неправду», — объяснял он сторонникам свое решение выйти из предвыборной гонки заранее. Кейсик не произносил имен, но тем, кто собрался в зале, и так все было понятно: хозяином в штате Огайо был в этот день не губернатор.
Несмотря на триумф Трампа, многие видные республиканские тяжеловесы проигнорировали съезд — кто-то демонстративно, а кто-то сославшись на неожиданно возникшие дела в своем штате. На съезде не было никого из представителей семейства Буш — ни самого экс-президента США Джорджа Буша, ни его брата Джорджа Буша, соперника Трампа по республиканской гонке.
Джордж Буш-старший также не присутствовал на этом съезде — из-за пожилого возраста он почти не покидает родного Техаса. Не было на съезде и надежды республиканцев «перспективного молодого человека» сенатор Марка Рубио, на которого ставил партийный истеблишмент. Как отмечают американские обозреватели, все это демонстрирует серьезный раскол в партии из-за кандидатуры Трампа. «Даже если он не победит, он уже отравил Республиканскую партию ядом», — не скрывая неприязни, говорит «Газете.Ru» один из республиканцев, работавших в администрации президента Буша-старшего. Другой видный республиканец не скрывает саркастического настроя: «Трамп делает чудеса, я бы никогда не думал, что стану поддерживать Клинтон, США могут пережить катастрофу во внешней политике», — сказал он.
Однако голоса скептиков тонули на фоне бравурных речей, которые произносили в поддержку Трампа.
Делегат из Нью-Джерси Шэн Бергер сказал, что спокойно относится к тому, что на съезде нет бывшего президента Буша. «Мы уважаем предыдущего президента, но надо двигаться дальше», — заявил он. На вопрос, надеется ли он на улучшение отношений с Россией в случае победы Трампа, Бергер почти закричал: «Абсолютно! Я думаю, между Путиным и Трампом есть то, что называется взаимным уважением. Мы должны помогать друг другу».
Кандидат, на карточке которого значилось, что он представляет «совет по образованию» нескольких средних школ штата Нью-Джерси, признался, что Трамп нравится ему своими высказываниями. «Это человек, который уничтожил понятие «политическая корректность», — поясняет он. «Здесь 90% сторонников Трампа», — не скрывает гордости Даниэль Бекельман, представляющий соседний с Нью-Йорком город Нью-Джерси.
Друг чернокожих
На сцене съезда солировали те немногие политические тяжеловесы, которые все-таки приехали на съезд для поддержки Трампа. Одним из них был бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. «Все, что я сделал для Нью-Йорка, Дональд Трамп может сделать для Америки», — с пафосом в голосе сообщил он. Сам Джулиани неоднозначная фигура, русскоязычные жители Нью-Йорка даже называли его «американским Лужковым». Джулиани критикуют также за то, что он недавно назвал общественно-политическое движение «Жизни чернокожих имеют значение», которое борется против полицейского насилия в отношении афроамериканцев, «расистским».
Эта тема серьезно раскалывает американское общество — одни жалуются на излишнюю жестокость полицейских по отношению к чернокожим, другие клянут на чем свет преступников, убивающих «наших парней».
На этой неделе от рук убийцы-афроамериканца погибли трое полицейских в Луизиане. Один из убитых сам был афроамериканцем. Это уже второй случай убийства полицейских после событий в Далласе, где от рук убийцы-афроамериканца погибли пятеро и были ранены девять офицеров полиции.
Чтобы привлечь на свою сторону избирателей-афроамериканцев, Трамп пригласил на съезд известного американского хирурга Бена Карсона, который участвовал в выборах 2012 года как кандидат от Республиканской партии, а теперь активно поддерживает Трампа. При этом сторонники миллиардера считали, что именно Карсона, а не малоизвестного губернатора Индианы Майкла Пенса Трамп сделает кандидатом в вице-президенты. Карсон должен помочь Трампу укрепить позиции в Пенсильвании и Огайо. Согласно опросам общественного мнения, официально ни один из избирателей не собирается голосовать за Трампа. Карсон признался в интервью Fox, что считает эту ситуацию нормальной. «Никто открыто не признается, что будет голосовать за Трампа, иначе их подвергнут остракизму», — сказал он.
За примерами далеко ходить не надо: афроамериканка Стефани, которую корреспондент «Газеты.Ru» оторвал от чтения Библии, говорит, что не видит ничего плохого в Трампе. «Ну да, в речах его, конечно, есть что-то экстремистское, а с другой стороны, он бизнесмен, а в бизнесе надо быть экстремистом, — считает она. — У нас все построено на системе сдержек и противовесов, все решает не президент, а его команда, а в ней будут самые лучшие». Оскорбления Трампа в адрес женщин она пропускает мимо ушей. «Я в тюрьмах работала среди убийц и не такого наслушалась», — смеется Стефани, преподававшая в одном из тюремных образовательных учреждений в Кливленде.
Позитивно по отношению к Трампу настроен и афроамериканец Кевин Макрей, высокий, как баскетболист, в майке с изображением Трампа. «Он бизнесмен, и я бизнесмен, а это все СМИ раздувают», — отмахивается Макрей, который зарабатывает на торговле сувенирами.
В Кливленде полно полицейских. Они буквально на каждом шагу, и, хотя выглядят дружелюбно, на лицах чувствуется напряжение. «Неместные мы, прислали для усиления», — говорит один из них с нашивкой «Полиция Индианы». Рядом с ним сверялись с картой коллеги из Мичигана. Много и военных. Они у блокпостов вместе с полицией штата, федеральными агентами и представителями секретной службы.
В 400-тысячный Кливленд также приехали сотрудники министерства национальной безопасности. Силовики опасаются вспышки насилия: в штате Огайо разрешено свободное ношение оружия, и полиция просила, чтобы на время съезда отменить это правило.
На улицах относительно спокойно, хотя полиция предупреждает об ограблениях: у одного из иностранных журналистов на улице вырвал бумажник афроамериканец на велосипеде.
«Dump Trump»
Массовых демонстраций, о которых вовсю заявляли противники Трампа, в Кливленде нет. Небольшой митинг с участием 200 человек прошел недалеко от здания, где проходит съезд, тон задавали мусульмане из общественно-политической организации CAIR. К агитации против Трампа, который известен своими выступлениями против мусульманского населения, демонстранты подошли не без остроумия.
На импровизированной пресс-конференции под открытым небом они раздавали упаковки жвачки, замаскированной под лекарственное драже с надписью «Исламофобин». «Примите по две таблеточки и утром позвоните мусульманину», — написано на упаковке. «Мы предлагаем «Исламофобин» как наш сатирический взгляд на происходящее, но мы считаем исламофобию опасной», — пояснил директор организации (NAME) Нихад Авад, обращаясь к журналистам. В его речи досталось и поддерживающей Трампа Республиканской партии, которую он назвал «политическим центром исламофобии»: если в 2000 году республиканцев поддерживало 70% избирателей-мусульман, то сегодня, по его словам, только 15%.
Кроме мусульманских активистов Трампа активно на все лады поносили левые — их кричалка «Dump Trump» («Трампа на свалку») пользовалась большим спросом среди участников митинга в майках «Поддержите Палестину» и «Хватит бомбить Ирак».
Активисты раздавали прохожим почти что коммунистические прокламации, где говорилось о социализме и неприятии обоих кандидатов — как Трампа, так и Хиллари Клинтон. «Если и есть что-то, что показывает банкротство построенной на деньгах двухпартийной системы, так это кандидаты от республиканцев Дональд Трамп и Хиллари Клинтон», — говорилось в одной из них. «Нельзя говорить ни о каком «меньшем зле», — поясняла раздававшая листовки симпатичная девушка, которая еще не решила, пойдет ли вообще голосовать.
Супружеская пара Элисон и Джим из штата Массачусетс, похоже, уже определились — в руках у них были плакаты против Трампа. «Мы за перемены и против всего, что символизирует Трамп», — сказала Элисон, которая работает в коммуникационной сфере. Сам Билл поддакивал жене, сообщив попутно, что занимался статистикой и даже поработал с «русскими учеными».
Слова супружеской пары поклонников Хиллари заглушали крики «Не дадим превратить США в государство фашизма и государство ку-клус-клана» и знакомая каждому советскому школьнику клятва чилийских революционеров «Когда мы едины, мы непобедимы».
Но, конечно, никакого единства не было. И доказательством того, что Америка разделена, была толпа делегатов из Техаса, с презрением смотревшая на толпу противников Трампа. Один из них, голубоглазый блондин Крис Макдональд, одетый, как и все, в широкополую шляпу и одежду цветов флага, не жалел слов для защиты кандидата в президенты. «Может, он и не во всем последователен, но он последователен в том, что Америка снова должна стать великой страной! — заявил Крис. — Господин Трамп не из тех, кто следит за политической корректностью, но поддерживает борьбу с нелегальной эмиграцией, он за налаживание отношений с другими странами, в том числе и с вашей страной».
Стив, торговавший недалеко от места съезда сувенирами с Трампом, сказал, что лично у него нет проблем с эмигрантами, даже мусульманами. «Мы здесь все эмигранты — если легально приехал, пожалуйста, милости просим. А вот эти, из Сирии, кто их вообще проверяет?» — возмущался Стив. Хиллари Клинтон вызывает у него ненависть. «Она просто с... лживая», — говорит он про экс-госсекретаря. Примерно то же самое было написано и на его значках. Неподалеку от того места, где раскинулся со своим товаром Стив, стоит небольшой памятник колоколу, установленный в память окончания Гражданской войны 1865 года. В Кливленде кажется, что она еще не закончилась.