На уходящей неделе договор о восстановлении отношений между Израилем и Турцией начал давать первые плоды. Они оказались далеко не такими позитивными, как результат нормализации контактов Москвы и Анкары.
О дипломатических прорывах на обоих направлениях изначально стало известно 27 июня. Тогда Кремль обнародовал текст письма президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с извинениями за сбитый в прошлом ноябре в Сирии Су-24. Одновременно премьер Израиля Биньямин Нетаньяху и президент Эрдоган провели совместную пресс-конференцию в Риме, на которой объявили об урегулировании другого инцидента — штурма израильским спецназом турецкого корабля Mavi Marmara, который в 2010 году пытался прорвать блокаду сектора Газа.
Урегулирование российско-турецкого конфликта привело к восстановлению отечественного туристического потока в Турцию, а также расширению контактов двух стран по Сирии. Израильско-турецкая сделка, между тем, привела не только к позитивному эффекту, например, восстановлению торговых отношений двух мощнейших экономик Средиземноморья.
Соглашение разморозило несколько важных региональных политических конфликтов, которые в будущем могут ударить не только по двум странам, но в том числе и по России.
7 июля Верховный суд Израиля отклонил все апелляции по пересмотру соглашения с Турцией. Таким образом, упомянутые «новые старые» конфликты становятся безусловным фактором ближневосточной и средиземноморской политики.
Другой удар в спину
Первый конфликт связан с сектором Газа, который находится в израильской блокаде. После нормализации отношений Израиль позволит Турции направить гуманитарную помощь на эту палестинскую территорию, а также построить здесь больницу, электростанцию и водоочистительный комплекс. Однако главное требование Анкары Иерусалим все-таки не выполнил: блокада Газы снята не будет.
Это дает повод для критики в адрес как Нетаньяху, так и Эрдогана. Соперники первого утверждают: турецкая помощь в секторе Газа предназначена террористам из радикального движения ХАМАС, боевики которого периодически обстреливают территорию Израиля. Тем более что в турецко-израильском соглашении прописано право Анкары переводить деньги на гуманитарные нужды в банки сектора Газа. А это, по мнению скептиков, фактически легализует финансирование терроризма для Эрдогана, так как эти финучреждения связаны с ХАМАС.
Критики Эрдогана, в свою очередь, напоминают, что снять блокаду с Газы было одним из важнейших его обещаний.
Теперь же выясняется, что президент Турции готов идти навстречу еврейскому государству и позабыть о своем имидже защитника исламских ценностей. Представители ХАМАС уже назвали нормализацию на нынешних условиях ударом в спину со стороны Анкары.
Анкара и Иерусалим разорвали отношения как раз на этой почве. В 2010 году турецкое судно Mavi Marmara с правозащитниками на борту и во главе так называемой «Флотилии свободы» пытались прорвать блокаду сектора Газа. Требования израильских пограничников «Флотилия» игнорировала. В итоге произошел штурм Mavi Marmara, который завершился трагически для девятерых граждан Турции и одного американца турецкого происхождения.
В конце июня Иерусалим согласился на принесение извинений семьям пострадавших и выплату $20 млн в качестве компенсации.
Еще одна проблема для Израиля — вероятное охлаждение отношений с официальным Каиром, который с большим беспокойством наблюдает за Турцией.
«Анкара активно расширяла контакты с предыдущим правительством исламистского движения «Братьев-мусульман» (организация запрещена в России), которое было свергнуто военными во главе с нынешним президентом Египта Абдул-Фаттахом ас-Сиси, — рассуждает в беседе с «Газетой.Ru» Зеэв Ханин, профессор израильского Университета Бар-Илан. — В Каире, по идее, должны без восторга отнестись к получению Эрдоганом «особого статуса» в секторе Газа. Этот район воспринимается египтянами ресурсным центром террористической инфраструктуры, действующей на Синайском полуострове». Нынешний египетский режим видит в исламистских радикальных движениях главную угрозу своему существованию.
Объяснить Москве
Третий размороженный конфликт связан с потенциальным газовым контрактом между Израилем и Турцией, который ударяет по интересам России.
На сегодняшний от 30 до 50% газа, потребляемого в Турции, приходит из России. «Теперь же у Анкары и Иерусалима появляются все возможности возобновить переговоры о поставках газа из Израиля в Турцию, а из Турции — во всю Европу, — рассказал «Газете.Ru» Эли Нахт, советник вице-спикера кнессета и бывший стратегический советник партии Либермана «Наш дом — Израиль» (НДИ). — Но все это, вероятно, не произойдет так быстро, учитывая настоящий объем российских газовых поставок». По его мнению, Россия будет делать все возможное, чтобы предотвратить реализацию израильско-турецкого проекта.
У проекта уже появилась первая преграда. Это позиция греческого Кипра, чья финансовая система еще с 1990-х годов во многом зависит от российских денег (не менее трети депозитов на Кипре приходится на граждан РФ). 5 июля Никосия заявила, что будет против прохождения израильско-турецкого газопровода через его территорию. Между греческим Кипром и Турцией с конца 1970-х годов существует территориальный конфликт: турецкие ВС удерживают под своим контролем северную часть острова, которая называет себя Республикой Северного Кипра.
Впрочем, далеко не факт, что газовый контракт расколет союз Израиля и России, который в текущем году только укреплялся. По мнению Зеэва Ханина, есть признаки того, что Москва и Иерусалим скоординировали двустороннее улучшение отношений с Турцией.
По мнению собеседника «Газеты.Ru», об этом говорит не только подозрительное совпадение, что нормализация произошла практически день в день.
На встрече израильского и российского лидеров в прошлом месяце Путин уже выразил желание России принять участие в разработке запасов газа. Это прозвучало как шутка, но очевидно, что Кремль в курсе газовых переговоров в Средиземноморье и не придает этому большого значения.
«Кроме того, Москва и Иерусалим, очевидно, решили, что все потенциальные конфликты, которые могут возникнуть после восстановления контактов с Турцией, со стратегической точки зрения гораздо менее опасны, чем отсутствие координации с Анкарой перед лицом больших общих угроз на Ближнем Востоке, включая ситуацию с Сирией и Ираном», — считает Ханин.