Сайт прокуратуры Нидерландов обнародовал отчет о работе совместной следственной группы (ССГ) по делу о крушении Boeing «Малайзийских авиалиний» в Донбассе. Документ «MH17: шесть аспектов уголовного розыска» описывает инструменты следствия и рассказывает о новой версии трагедии — случайном запуске ракеты из комплекса «Бук». Несколько дней назад этот отчет получили родственники жертв авиакатастрофы.
В совместную следственную группу входят специалисты из Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и с Украины. Они изучают обстоятельства крушения Boeing 777 малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines. Пассажирский самолет, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, был уничтожен в зоне конфликта на востоке Украины 17 июля 2014 года. В результате погибли 298 человек, находившихся на его борту. Большая часть жертв — граждане Нидерландов, именно поэтому голландцы играют ведущую роль в расследовании. Ополченцы из самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик (ЛНР и ДНР), а также украинские власти возложили вину друг на друга.
Совместная следственная группа работает в Киеве с сентября 2014 года. Следователи из Австралии и Нидерландов привлекли к работе полицейских со знанием украинского и русского языков. Они ожидают, что в конце концов расследование предоставит убедительные доказательства причин катастрофы и укажет виновников.
«Это самое сложное и трудное расследование, в котором я когда-либо принимал участие в моей полицейской карьере, но мы все очень мотивированы на то, чтобы сделать его как можно лучше. Мы не остановимся, пока дело относительно виновных в этой трагедии не будет передано в суд», — заявил Эндрю Донохью, старший следователь из австралийской полиции. Он руководит командой из 15 человек в Нидерландах и на Украине. В его команде есть следователи, судебно-медицинские специалисты и аналитики из разведки.
Сразу же после катастрофы Служба безопасности Украины (СБУ) предоставила международным специалистам доступ к большому количеству прослушанных телефонных разговоров в зоне конфликта. Эксперты изучают звонки, а также анализируют все упоминания самолета и других тем, которые могут представлять интерес в расследовании трагедии. Были опрошены уже около 80 свидетелей.
Важный вопрос для расследования: могла ли ракета быть запущена непреднамеренно? «Кто-нибудь может случайно нажать на кнопку, которая запускает ракету? Или это может быть сделано только сознательно? И как именно система оружия выбирает свою цель?» — так сформулировали свои вопросы авторы отчета.
На данном этапе авторы избегают обвинений в чью-либо сторону, перечисляя версии и обнаруженные факты.
Детские игрушки и ракеты
Еще одно направление — исследование района крушения.
В отчете говорится, что эксперты собирают фюзеляж разбившегося Boeing на голландской авиабазе, чтобы установить причину катастрофы, а также ищут обломки ракеты, предположительно, сбившей самолет. В Нидерланды с места катастрофы удалось доставить 30–35% от всего объема самолета. В Голландию транспортировали фрагменты Boeing от 1 см до обломков весом 6 тонн. Цифровая реконструкция основывается на 8 тыс. фото. Также эксперты внимательно изучали тела жертв на предмет инородных останков.
Среди вещей, оставшихся после уничтоженного рейса, было обнаружено немало детских игрушек, а также фотоальбомы жертв. Они «глубоко повлияли на команду», говорится в отчете.
В июне 2015 года следователи при поддержке ОБСЕ попали на территорию самопровозглашенной ЛНР. Там они собрали образцы почвы со всех мест, откуда, предположительно, могла быть выпущена ракета. В докладе подчеркивается: до сих пор неясно, дадут ли образцы результат. К моменту их сбора прошла зима, поля покрылись снегом, а после были распаханы и засеяны. Проливные дожди могли смыть следы. Химический анализ покажет, смогут ли эти данные стать доказательством в расследовании.
Кроме того, эксперты анализировали телефонную сеть и показания вышек сотовой связи в Донбассе. С доступом на контролируемую Украиной территорию проблем не было, однако к вышкам в ЛНР экспертов не допустили.
Следователи также добыли образец ракеты комплекса «Бук», которую они разобрали по частям для сравнения с имеющимися у них деталями. В документе есть фото сопла ракеты, найденной в районе авиакатастрофы.
Сопло расположено в нижней части ракеты и предназначено для выпуска газа, подобного выхлопам автомобиля. В октябре 2015 года Совет безопасности Нидерландов в своем финальном докладе по MH17 на 82-й странице англоязычной версии уже публиковал ту же фотографию сопла ракеты.
В докладе также упоминается теория о том, что «Бук» переправили в район Донецка через границу.
Сложности в расследовании
Авторы отчета говорят, что приходится тщательно проверять все доказательства.
Расследование идет в условиях конфликта сторон, которые могут быть заинтересованы в сокрытии доказательств. Все источники проходят проверку на надежность, а следователи проверяют и перепроверяют всю полученную информацию, говорится в документе.
Только когда разные источники (профессионалы, правительственные чиновники, открытые данные, полученные из интернета) подтверждают одну и ту же версию, следователи переходят к следующему аспекту проблемы. В любом случае при слушании уголовного дела в суде необходимо, чтобы все источники информации были публично доступны.
Работа международных экспертов усложняется тем, что необходимые руководства по эксплуатации ракеты находятся в закрытом доступе. Следователи пытаются как можно точнее узнать, как функционирует ракетная система и как ею управлять.
«Это очень сложная задача, — отметил в докладе один из ведущих экспертов Геррит Тири. — Ракеты производятся с военными целями с 1970-х годов и экспортируются в разные страны. Но многие их технические характеристики строго засекречены».
Пока в отчете нет ответов на вопросы о виновниках катастрофы, однако их можно ждать в официальных итогах международного расследования, которые появятся не раньше осени. Результаты будут подшиты к делу, которое в дальнейшем рассмотрит суд или трибунал.
В октябре 2015 года Совет по безопасности Нидерландов представил свой доклад о крушении рейса. В 500-страничном документе утверждалось, что самолет был сбит ракетой серии 9M38 с боевой частью 9Н314М, выпущенной зенитным ракетным комплексом «Бук» из района площадью около 320 кв. км на востоке Украины. При этом в докладе не приводились версии о том, кто мог запустить ракету, а в указанном квадрате находились как территории под контролем сепаратистов, так подконтрольные Киеву позиции.
В ответ производитель «Буков», российский оборонный концерн «Антей», заявил, что ракета была запущена из села Зарощенского, с территории, предположительно, подконтрольной на момент запуска украинским войскам.
Версия Следственного комитета России об украинской ракете «воздух-воздух», сбившей Boeing, к 2016 году перестала муссироваться в российских СМИ. В прошлом году эту версию представитель СК Владимир Маркин называл приоритетной.
Базирующаяся в Лондоне экспертная группа Bellingcat, напротив, предложила «проукраинскую» версию: Boeing в Донбассе был сбит ракетой из села Снежного, подконтрольного на тот момент ЛНР. Ракета, как утверждает Bellingcat, была выпущена из «Бука» под номером 332 российской 53-й зенитно-ракетной бригады под Курском. В доказательство они ссылались на данные социальных сетей: записи, фото с геотегами и видео. Кроме того, экспертный центр провел анализ записи прослушек СБУ, на которых переговаривались предполагаемые исполнители преступления. Эти записи ранее попали в соцсети после катастрофы.
В мае несколько семей из Австралии, Новой Зеландии и Малайзии подали в Европейский суд по правам человека иск в связи с катастрофой рейса MH17 над Донбассом. О подаче иска к России и ее президенту Владимиру Путину объявила австралийская адвокатская фирма LHD Lawyers. Истцы требуют рекордную в истории авиакатастроф компенсацию: по 10 млн австралийских долларов ($7,2 млн) за каждого из погибших родственников.