Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Малайзийский Boeing могли сбить случайно

Подробности европейского расследования авиакатастрофы Boeing в Донбассе

Уничтоженный в Донбассе малайзийский Boeing 777 мог стать жертвой случайного выстрела из ракетной установки «Бук». Эта версия приводится в промежуточном отчете международного следствия по делу о крушении рейса MH17. Для установления фактов европейцы анализируют телефонные прослушки СБУ, изучают почву в районе катастрофы, а также разбирают ракету «Бука» на детали. Также они жалуются на препятствия в расследовании со стороны ЛНР.

Сайт прокуратуры Нидерландов обнародовал отчет о работе совместной следственной группы (ССГ) по делу о крушении Boeing «Малайзийских авиалиний» в Донбассе. Документ «MH17: шесть аспектов уголовного розыска» описывает инструменты следствия и рассказывает о новой версии трагедии — случайном запуске ракеты из комплекса «Бук». Несколько дней назад этот отчет получили родственники жертв авиакатастрофы.

В совместную следственную группу входят специалисты из Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и с Украины. Они изучают обстоятельства крушения Boeing 777 малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines. Пассажирский самолет, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, был уничтожен в зоне конфликта на востоке Украины 17 июля 2014 года. В результате погибли 298 человек, находившихся на его борту. Большая часть жертв — граждане Нидерландов, именно поэтому голландцы играют ведущую роль в расследовании. Ополченцы из самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик (ЛНР и ДНР), а также украинские власти возложили вину друг на друга.

Совместная следственная группа работает в Киеве с сентября 2014 года. Следователи из Австралии и Нидерландов привлекли к работе полицейских со знанием украинского и русского языков. Они ожидают, что в конце концов расследование предоставит убедительные доказательства причин катастрофы и укажет виновников.

«Это самое сложное и трудное расследование, в котором я когда-либо принимал участие в моей полицейской карьере, но мы все очень мотивированы на то, чтобы сделать его как можно лучше. Мы не остановимся, пока дело относительно виновных в этой трагедии не будет передано в суд», — заявил Эндрю Донохью, старший следователь из австралийской полиции. Он руководит командой из 15 человек в Нидерландах и на Украине. В его команде есть следователи, судебно-медицинские специалисты и аналитики из разведки.

Сразу же после катастрофы Служба безопасности Украины (СБУ) предоставила международным специалистам доступ к большому количеству прослушанных телефонных разговоров в зоне конфликта. Эксперты изучают звонки, а также анализируют все упоминания самолета и других тем, которые могут представлять интерес в расследовании трагедии. Были опрошены уже около 80 свидетелей.

Важный вопрос для расследования: могла ли ракета быть запущена непреднамеренно? «Кто-нибудь может случайно нажать на кнопку, которая запускает ракету? Или это может быть сделано только сознательно? И как именно система оружия выбирает свою цель?» — так сформулировали свои вопросы авторы отчета.

На данном этапе авторы избегают обвинений в чью-либо сторону, перечисляя версии и обнаруженные факты.

Детские игрушки и ракеты

Еще одно направление — исследование района крушения.

В отчете говорится, что эксперты собирают фюзеляж разбившегося Boeing на голландской авиабазе, чтобы установить причину катастрофы, а также ищут обломки ракеты, предположительно, сбившей самолет. В Нидерланды с места катастрофы удалось доставить 30–35% от всего объема самолета. В Голландию транспортировали фрагменты Boeing от 1 см до обломков весом 6 тонн. Цифровая реконструкция основывается на 8 тыс. фото. Также эксперты внимательно изучали тела жертв на предмет инородных останков.

Среди вещей, оставшихся после уничтоженного рейса, было обнаружено немало детских игрушек, а также фотоальбомы жертв. Они «глубоко повлияли на команду», говорится в отчете.

В июне 2015 года следователи при поддержке ОБСЕ попали на территорию самопровозглашенной ЛНР. Там они собрали образцы почвы со всех мест, откуда, предположительно, могла быть выпущена ракета. В докладе подчеркивается: до сих пор неясно, дадут ли образцы результат. К моменту их сбора прошла зима, поля покрылись снегом, а после были распаханы и засеяны. Проливные дожди могли смыть следы. Химический анализ покажет, смогут ли эти данные стать доказательством в расследовании.

Кроме того, эксперты анализировали телефонную сеть и показания вышек сотовой связи в Донбассе. С доступом на контролируемую Украиной территорию проблем не было, однако к вышкам в ЛНР экспертов не допустили.

Следователи также добыли образец ракеты комплекса «Бук», которую они разобрали по частям для сравнения с имеющимися у них деталями. В документе есть фото сопла ракеты, найденной в районе авиакатастрофы.

Сопло расположено в нижней части ракеты и предназначено для выпуска газа, подобного выхлопам автомобиля. В октябре 2015 года Совет безопасности Нидерландов в своем финальном докладе по MH17 на 82-й странице англоязычной версии уже публиковал ту же фотографию сопла ракеты.

В докладе также упоминается теория о том, что «Бук» переправили в район Донецка через границу.

Сложности в расследовании

Авторы отчета говорят, что приходится тщательно проверять все доказательства.

Расследование идет в условиях конфликта сторон, которые могут быть заинтересованы в сокрытии доказательств. Все источники проходят проверку на надежность, а следователи проверяют и перепроверяют всю полученную информацию, говорится в документе.

Только когда разные источники (профессионалы, правительственные чиновники, открытые данные, полученные из интернета) подтверждают одну и ту же версию, следователи переходят к следующему аспекту проблемы. В любом случае при слушании уголовного дела в суде необходимо, чтобы все источники информации были публично доступны.

Работа международных экспертов усложняется тем, что необходимые руководства по эксплуатации ракеты находятся в закрытом доступе. Следователи пытаются как можно точнее узнать, как функционирует ракетная система и как ею управлять.

«Это очень сложная задача, — отметил в докладе один из ведущих экспертов Геррит Тири. — Ракеты производятся с военными целями с 1970-х годов и экспортируются в разные страны. Но многие их технические характеристики строго засекречены».

Пока в отчете нет ответов на вопросы о виновниках катастрофы, однако их можно ждать в официальных итогах международного расследования, которые появятся не раньше осени. Результаты будут подшиты к делу, которое в дальнейшем рассмотрит суд или трибунал.

В октябре 2015 года Совет по безопасности Нидерландов представил свой доклад о крушении рейса. В 500-страничном документе утверждалось, что самолет был сбит ракетой серии 9M38 с боевой частью 9Н314М, выпущенной зенитным ракетным комплексом «Бук» из района площадью около 320 кв. км на востоке Украины. При этом в докладе не приводились версии о том, кто мог запустить ракету, а в указанном квадрате находились как территории под контролем сепаратистов, так подконтрольные Киеву позиции.

В ответ производитель «Буков», российский оборонный концерн «Антей», заявил, что ракета была запущена из села Зарощенского, с территории, предположительно, подконтрольной на момент запуска украинским войскам.

Версия Следственного комитета России об украинской ракете «воздух-воздух», сбившей Boeing, к 2016 году перестала муссироваться в российских СМИ. В прошлом году эту версию представитель СК Владимир Маркин называл приоритетной.

Базирующаяся в Лондоне экспертная группа Bellingcat, напротив, предложила «проукраинскую» версию: Boeing в Донбассе был сбит ракетой из села Снежного, подконтрольного на тот момент ЛНР. Ракета, как утверждает Bellingcat, была выпущена из «Бука» под номером 332 российской 53-й зенитно-ракетной бригады под Курском. В доказательство они ссылались на данные социальных сетей: записи, фото с геотегами и видео. Кроме того, экспертный центр провел анализ записи прослушек СБУ, на которых переговаривались предполагаемые исполнители преступления. Эти записи ранее попали в соцсети после катастрофы.

В мае несколько семей из Австралии, Новой Зеландии и Малайзии подали в Европейский суд по правам человека иск в связи с катастрофой рейса MH17 над Донбассом. О подаче иска к России и ее президенту Владимиру Путину объявила австралийская адвокатская фирма LHD Lawyers. Истцы требуют рекордную в истории авиакатастроф компенсацию: по 10 млн австралийских долларов ($7,2 млн) за каждого из погибших родственников.

Новости и материалы
Доля российских удобрений на рынке Европы рекордно выросла
Посетитель ночного клуба признался диджею в любви и откусил ему ухо
Названы уязвимые к российским холодам автомобили
Марочко сообщил, что украинские военные сбросили тела неизвестных в реку
ВС РФ уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР
«Вашингтон» без сломавшего ногу Овечкина проиграл «Колорадо»
Во время урагана в Москве пострадали не менее четырех человек
Стало известно, как Украина хочет «сбивать» российские ракеты «Орешник»
Эстония лишь спустя три дня после удара «Орешника» созовет Совбез по Украине
Крупная автомобильная авария произошла на юго-востоке Москвы
США предупреждали союзников о применении Россией «экспериментального оружия»
«Вашингтон» опубликовал заявление о переломе ноги у Овечкина
Рэпер Noize MC не признал вину в дискредитации российской армии
Снижение скорости интернета может указывать на подключение чужих к Wi-Fi
Медведев опубликовал видео атаки российской гиперзвуковой ракетой «Орешник»
В Москве и Подмосковье замедлился рост цен
В православном монастыре Германии рассказали о единении русских и украинских прихожан
ВС РФ уничтожили опорный пункт ВСУ, мешавший продвижению под Купянском
Все новости