19 мая официальный представитель Партии справедливости и развития (ПСР) Омер Челик заявил, что партия выдвинула только одного претендента на пост председателя правительства Турции. Это Бинали Йылдырым, в данный момент занимающий пост министра транспорта, мореходства и коммуникаций. Его кандидатура — за неимением других — будет официально одобрена 22 мая на внеочередном съезде ПСР.
«ПСР — это партия-боец. Это партия, которая строит будущее своего народа, которая, сохраняя прошлое, идет к будущему. Во главе с нашим лидером мы приложим все усилия для того, чтобы достичь целей великой Турции», — заявил Йылдырым после того, как стало известно о том, что именно он будет в ближайшее время де-юре первым политиком в стране, а де-факто — вторым. После действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Бинали Йылдырыму 60 лет. Начинал свою карьеру он в судостроении и пароходстве. Во второй половине 1990-х возглавлял развитие морских перевозок города Стамбула. Эрдоган в то же время был мэром города. Последние 13 лет Йылдырым занимал пост министра транспорта, мореходства и коммуникаций. Он отвечал за строительство важнейших инфраструктурных объектов, включая самый современный мост Стамбула, связывающий его западную и восточную части через Босфорский пролив.
Из-за обилия тендеров, выигранных связанными с Йылдырымом компаниями, его имя фигурировало в крупном коррупционном скандале, который разразился в турецких СМИ в 2013 году. Тогда Эрдоган использовал немало рычагов влияния, чтобы замять обвинения не только в адрес своих родственников, но и в адрес министра транспорта.
«Йылдырым — политик, абсолютно лояльный Эрдогану, — рассказал «Газете.Ru» Виктор Надеин-Раевский, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН. — Именно поэтому он и понадобился президенту».
Интересно, что, как и многие другие турецкие фамилии, фамилия Йылдырым имеет дословный перевод. Переводится это слово на русский как «Молния».
Второй тандем
4 мая в добровольную отставку подал предыдущий премьер-министр Турции Амхет Давутоглу. С 2009 по 2014 год он занимал пост главы МИД Турции и еще дольше был одним из ближайших соратников и советчиков Эрдогана. Два года назад Эрдоган, который не мог в третий раз переизбираться на пост премьера, решил сделать рокировку. Он ушел на менее значительный пост президента (Турция — парламентская республика), а на свое место посадил давнего союзника Давутоглу.
Однако первый турецкий тандем не удался. За последние два года, пока Давутоглу занимал пост премьера, отношения между ними испортились.
4 мая он подал в отставку. Во время прощальной речи Давутоглу демонстративно говорил о своем кабинете только хорошее, не признав ни единой ошибки.
По словам Надеина-Раевского, у бывшего премьера были более мягкие взгляды на борьбу с курдским национализмом, кроме того, его влияние резко возросло после заключения миграционной сделки с ЕС о совместных мерах по ограничению потока беженцев, следующих из Сирии и других стран Ближнего Востока в Европу через турецкую территорию. В итоге Эрдоган решил вытеснить своего бывшего товарища с политической арены.
«Такое ощущение, что на данном этапе Эрдоган все меньше склонен уважать демократические процедуры своей страны, если они не отвечают его интересам», — заявил «Газете.Ru» Александр Филоник, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН.
На данном этапе перед Эрдоганом три приоритета: борьба с курдами на юге страны и их собратьями в приграничных сирийских районах, торг с ЕС по миграции, а также изменение конституции. Верность Йылдырыма особенно важна в реализации последнего пункта.
Еще немного ислама
«На президентском кресле Эрдогану не хватает полномочий, он хотел бы получить больше власти, ограничив при этом власть премьера, — рассуждает Надеин-Раевский. — Для этого нужно либо изменить конституцию посредством парламентского большинства, либо провести референдум».
У правящей ПСР есть 317 из 550 мест в парламенте, однако этого недостаточно для изменения основного закона. Для этого партии Эрдогана и Йылдырыма необходимо заручиться 2/3 голосов.
Референдум тоже не гарантирует положительного исхода и может спровоцировать недовольство оппозиционно настроенных турецких сил.
«Остается еще один вариант. Премьер должен быть полностью подконтролен президенту, соглашаясь с каждым его решением, — добавил собеседник «Газеты.Ru». — Сейчас Эрдоган считает, что Йылдырым вполне подходит на эту роль марионетки».
В конце апреля спикер турецкого парламента Исмаил Кахраман уже дал понять, какие изменения могут ждать основной закон страны. «Мы мусульманская страна. Поэтому нам нужна конституция, которая основывается на религиозных ценностях», — заявил он. Оппозиция обвиняет Эрдогана в использовании исламских лозунгов для увеличения популярности среди бедных слоев турецкого общества.
Турецкие эксперты, впрочем, подозревают, что второй тандем Эрдогана может кончиться не менее плачевно, чем первый. «Йылдырым выглядит как очень сговорчивый человек, но даже его взаимоотношения с Эрдоганом могут вызвать проблемы, — рассказал Financial Times Ильтер Туран, профессор стамбульского Университета Бильги. — Юридически как глава партии и премьер-министр он несет ответственность за все аспекты государственной политики. В этом положении невозможно постоянно консультироваться с президентом».
По его мнению, к расколу союза с Эрдоганом Йылдырыма будет подталкивать сама государственная система страны.