В августе прошлого года калининградские участковые получили вдруг премии по 45 тыс. руб. каждый. Случилось это аккурат перед губернаторскими выборами, которые прошли в сентябре.
Назвали это мероприятие «Материальная поддержка участковых уполномоченных полиции» и провели его в рамках госпрограммы «Безопасность», обошлась она областному бюджету в 9,986 млн руб., в том числе 3,4 млн руб. ушли на оплату банковских услуг.
Решение о поощрении участковых принимало министерство социальной политики Калининградской области, а перечисляли средства через ОГКУ «Центр социальной поддержки населения». Николай Цуканов на тот момент был врио губернатора. Его решение, впрочем, возмутило местных депутатов, которые направили запросы в прокуратуру.
Прокурор области Сергей Табельский еще в сентябре признал, что постановление областного правительства противоречит действующему законодательству — полиция финансируется из федерального бюджета, и никакой социальной помощи из местного бюджета участковым или кому-то еще из полиции оказывать нельзя, — потребовав отменить данное постановление. На что уже вновь переизбранный губернатор отчитался, что действовал в рамках постановления своего же правительства еще от 2013 года, которое на тот момент действовало.
В декабре 2015 года, после вспыхнувшего скандала, в постановление внесли изменения, и на 2016 год никаких выплат участковым в госпрограмму уже не закладывали.
Калининградский центр «Трансперенси Интернешнл – Россия» обратился в прокуратуру с заявлением о необходимости возврата 9,9 млн руб. и возможном превышении должностных полномочий со стороны губернатора Николая Цуканова, которые обернулись ущербом для бюджета Калининградской области. 12 апреля 2016 года прокуратура направила губернатору требование о возврате потраченных денег. «Региональные власти не могут платить за работу сотрудникам федеральных органов власти — это все равно что за работу мэрии Москвы платили бы власти Чукотки», — говорит аналитик «Трансперенси» Роман Романовский.
«Когда прокуратура признала незаконность таких выплат, мы подумали, что логично было бы вернуть незаконно потраченные бюджетные средства, а также рассмотреть данную историю с точки зрения уголовного права, то есть превышения должностных полномочий, — поясняет «Газете.Ru» руководитель калининградского отделения «Трансперенси Интернешнл – Россия» Игорь Сергеев. — Ведь губернатор не только не имел права выплачивать деньги участковым, но и нанес областному бюджету существенный ущерб. Каким образом чисто юридически это будет сделано, пусть решают сами, главное, чтобы это было сделано».
Впрочем, как выяснила «Газета.Ru», возвращать деньги в бюджет областные власти не собираются.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе губернатора, помощь участковым была оказана «в целях оказания социальной поддержки», и, как следует из ответа, основания «для предъявления требований о возврате денежных средств отсутствуют».
В Калининградской областной прокуратуре пояснили, что по закону вернуть деньги в бюджет можно, лишь обратившись с иском в суд, но «прокуратура с таким иском выходить не будет». «Зарплаты у наших участковых действительно небольшие (средняя зарплата участкового в области составляет 30–35 тыс. руб. — «Газета.Ru»), деньги эти пошли по прямому назначению: проверка показала, что у участковых и переработки были, и внеплановые дежурства, — говорит пресс-секретарь областной прокуратуры Оксана Пономарева. — Нам пообещали (в правительстве Калининградской области. — «Газета.Ru»), что больше так делать не будут, так что мы с иском о возврате средств выходить в суд не будем».
Впрочем, добавляют в прокуратуре, с таким иском может выйти в суд и обычный гражданин, который считает свои права нарушенными.
Политолог Вячеслав Смирнов говорит, что такие ситуации возникают из-за конфликта интересов региональных правоохранителей и губернатора. «Неважно, кто жалуется на действия губернатора, депутаты, организации или простые граждане: либо у прокуратуры есть желание показать давление на губернатора или им от него чего-то нужно. А если бы все было по закону, то у нас все губернаторы должны сидеть», — уверен эксперт.
По его словам, обычно стимулирование силовых структур осуществляется через создание различных внебюджетных фондов.
«В Пермском крае давно использовался межбюджетный фонд для этих целей. Но тогда правоохранители получали несравнимо меньшие деньги, и их надо было поддерживать, а то бы они сами грабить начали. Были случаи, когда областные правительства премировали омоновцев, возвращавшихся из Чечни, — вспоминает политолог. — В той же Чечне могут и из бюджета до сих пор помогать, а то и налом платить, но прокуратура не вмешается, так как понимает, что после первых же дел деньги могут перестать идти».
В «Трансперенси Интернешнл – Россия», впрочем, надеются, что «средства будут возвращены губернатором в бюджет в полном объеме». Хотя бы и из личных средств губернатора, который допустил их незаконное использование. Как следует из опубликованной декларации за 2015 год, совокупный доход семьи губернатора Николая Цуканова составил около 8 млн руб. В 2014-м он был в три с лишним раза меньше — 2,8 млн руб. Причем у самого губернатора доход стал даже чуть меньше и составил 2 млн руб. Однако его супруга, заработавшая в 2014 году 613 тыс. руб., в 2015 году задекларировала уже 6 млн руб. В собственности у губернатора и его жены есть несколько земельных участков, две квартиры, гараж, жилой дом, производственный цех и производственное здание.