Фонд «Петербургская политика» Михаила Виноградова и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» представили новый рейтинг политической выживаемости губернаторов. Исследование выходит раз в полгода. Выживаемость глав регионов эксперты оценивают по пятибалльной шкале.
В нынешнем рейтинге «пятерку» получили 12 губернаторов. Из них восьми главам регионов в этом году предстоят прямые выборы, одному — косвенные. Это губернаторы Краснодарского края, Камчатской, Амурской, Кемеровской, Ленинградской, Сахалинской областей, а также главы Еврейской автономной области, Республики Татарстан и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В целом у всех губернаторов, которым в нынешнем году предстоит избираться, высокие оценки — не ниже «четверки».
«Если губернатор идет на досрочные выборы или назначается исполняющим обязанности, чтобы участвовать в плановых, то это идет ему в плюс. Такое решение (со стороны федеральной власти) — знак элитам, что оппонировать губернатору было не очень системно», — поясняет глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Исключение составляет лишь глава Калининградской области Николай Цуканов, заработавший 3+. В качестве его недостатков указаны, в частности, дефицит достижений и поражение на муниципальных выборах в Балтийске. Напомним, 24 мая в Балтийске Калининградской области состоялись выборы, на которых получить мандат не смог ни один кандидат от ЕР.
Самую низкую оценку среди всех губернаторов — единицу — получил глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, у которого в июне истекают полномочия. Известно, что Мамсуров не претендует на новый срок. Эксперты «вменяют» ему низкий рейтинг и усталость населения.
Двойку эксперты поставили трем губернаторам: Евгению Куйвашеву (Свердловская область), Андрею Шевелеву (Тверская область) и Сергею Ястребову (Ярославская область). Куйвашев и Шевелев, помимо прочего, получили двойку потому, что не смогли получить разрешения на досрочные выборы. Ястребов «недостаточно популярен» и имеет «низкий авторитет у местных элит».
Прошли испытание кризисом
Основными факторами, которые за прошедшие шесть месяцев оказывали воздействие на устойчивость позиций глав субъектов, стали ухудшение экономической конъюнктуры и укрепление влияния силовых структур, пишут авторы исследования. По их мнению, в представлении федерального центра региональные администрации в целом прошли испытание экономическим кризисом, предотвратили серьезное ухудшение социально-экономической ситуации, а также не допустили обрушения собственных и федеральных рейтингов поддержки. Федеральная власть, в свою очередь, не пошла по пути «перевода стрелок» на губернаторский корпус и дистанцирования от региональных элит.
Однако говорить об укреплении политического веса региональных лидеров не приходится, гласит доклад.
Наоборот, замене подверглись два политических тяжеловеса, у которых в нынешнем году истекали полномочия: это губернаторы Пензенской и Тамбовской областей Василий Бочкарев и Олег Бетин. Еще одному политическому долгожителю, полномочия которого также истекали в 2015-м, главе Кемеровской области Аману Тулееву, сохранить пост удалось, но не без труда: над ним «долгое время нависала угроза отставки». И это при том, что все три губернатора-тяжеловеса «демонстрировали способность весьма жестко контролировать социально-политическую ситуацию на своих территориях».
Громкий арест главы Сахалинской области Александра Хорошавина и уголовные преследования ряда экс-губернаторов — таких, как бывшие главы Брянской и Новосибирской областей Николай Денин и Василий Юрченко, — «зафиксировали укрепление претензий силовых структур на контроль над региональными элитами».
Кроме того, на ослабление губернаторов может сработать и возросшая публичная активность ОНФ, «мишенью которого не раз становились администрации «системообразующих» регионов, а критика в адрес губернаторов неоднократно становилась предвестником их отставки». В частности, так было с главой Челябинской области Михаилом Юревичем и упомянутым выше Хорошавиным.
Система запрограммирована на громкие замены
По словам авторов рейтинга, на сегодняшний день среди экспертов популярны две гипотезы по поводу кадровой политики Кремля в отношении губернаторов. Первая — «губернаторский корпус в целом укомплектован к циклу федеральных выборов и масштабных перестановок уже не будет». Вторая гипотеза исходит из того, что само устройство системы «программирует периодические громкие замены».
В том числе экстренные, как это было в случае с Сахалином. «Самым эффективным способом «тонизировать» губернатора является увольнение его соседа. Ничего лучшего пока не придумано, — говорит Виноградов. — Как говорили в фильме «День выборов», «покладистее будет». Практика показывает, что эта логика работает».
При этом в более уязвимом положении оказываются те главы регионов, которые не имели серьезной федеральной лоббистской поддержки, заняв свои посты «в силу обстоятельств».
Что касается относительно слабых губернаторов с ресурсом федеральной поддержки, то их положение, по мнению авторов рейтинга, «выглядит двойственным»: «Им удается оставаться в должности, но необходимым ресурсом для укрепления позиций внутри региона они подчас не обладают, что приводит к постепенному снижению их шансов на «выживаемость» и не позволяет пролоббировать проведение досрочных выборов».
В качестве примера эксперты приводят главу Свердловской области Евгения Куйвашева и губернатора Карелии Александра Худилайнена. Источники «Газеты.Ru» ранее говорили, что Куйвашеву покровительствует Сергей Собянин, а Худилайнен считается человеком спикера Госдумы Сергея Нарышкина.
На позиции этой категории губернаторов, говорится в рейтинге, повлияет и развитие еще одной важной интриги: окажется ли статус избранного губернатора более высоким в сравнении с назначенным? Формально такое разделение уже оформилось: на сегодняшний день, начиная с момента возвращения прямых выборов в 2012 году, прямым голосованием избраны губернаторы сорока регионов.
«Однако в течение 2014-2015 годов был дан ряд сигналов о том, что прохождение прямых выборов отнюдь не означает автоматического укрепления позиций. Самым ярким примером этого стала громкая отставка осенью 2014 года Николая Денина с поста губернатора Брянской области, на который он был избран всеобщим голосованием два года назад», — пишут авторы рейтинга. Кроме того, констатируют они, «сложно говорить об укреплении позиций губернаторов, прошедших переизбрание в прошлом году»: в частности, главы Республики Алтай Александра Бердникова, губернатора Алтайского края Александра Карлина, самарского главы Николая Меркушкина, нижегородского губернатора Валерия Шанцева.