Европейская комиссия поддержала возможность безвизовых поездок для турецких граждан. Однако Анкаре предстоит выполнить до конца июня пять условий, которые необходимы для заключения соглашения о безвизовом въезде, сообщил по итогам заседания в среду замглавы Еврокомиссии Франс Тиммерманс.
До этого времени Анкаре необходимо закончить выдачу биометрических паспортов для граждан Турции, которые собираются совершать заграничные поездки, улучшить ситуацию в области контроля над границами, а также начать активнее сотрудничать с ЕС в сфере соблюдения прав человека.
Как отмечают эксперты, Турции будет тяжело выполнить ряд ключевых пунктов соглашения.
Один из них — обеспечение безопасности своих границ. В настоящее время многие участки границы Турции и Сирии охраняются очень слабо. Это позволяет боевикам-исламистам практически бесконтрольно проникать на сирийскую территорию и затем возвращаться в Турцию.
Надо сказать, что Еврокомиссия одобрила безвизовый въезд для граждан Турции, даже несмотря на непростую ситуацию с правами человека в этой стране. Международные правозащитные организации констатируют, что ситуация со свободой прессы в Турции стремительно ухудшается. В ежегодном докладе о свободе прессы американского аналитического центра Freedom House за 2015 год Турция отнесена к числу несвободных государств.
Без консенсуса визы не отменят
Чтобы положение о безвизовом въезде для граждан Турции вступило в силу, оно должно быть ратифицировано парламентами всех 28 стран. При этом не все политические силы в государствах ЕС смотрят на данный вопрос положительно. Решения в ЕС принимаются на основе консенсуса, и в случае если его не будет, соглашение не вступит в силу.
«Несколько стран ЕС уже дали понять, что готовы блокировать решение о свободном въезде из страны, которая многими в Европе рассматривается как зона опасного конфликта и убежище для различного рода экстремистов», — говорит эксперт фонда Анатолия Собчака Сергей Станкевич.
В случае если парламенты европейских стран одобрят соответствующее положение, граждане Турции получат возможность оставаться на территории Евросоюза в течение трех месяцев. Но речь идет лишь о туристических и деловых поездках: «Безвизовый режим касается только краткосрочных поездок без права на работу, и он уже распространяется на значительную часть латиноамериканских государств, на небогатые Балканы, кроме Косово, на Молдову», — объясняет заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин.
Однако у скептиков есть опасения, что граждане Турции будут использовать возможность краткосрочных безвизовых поездок для нелегальной работы, а также попыток остаться в Европе.
Для турецких граждан это может оказаться даже легче, чем для других, так как в Германии и на территории других стран проживают десятки тысяч турок, приехавших в Европу много лет назад.
Руководство ЕС было вынуждено закрыть глаза на эти проблемы из-за ранее достигнутого соглашения о возвращении на турецкую территорию беженцев. Речь идет о нелегалах, которые добрались до стран ЕС через Турцию и при этом не имеют права на получение убежища.
На территории Турции находится несколько лагерей, где, по данным ООН, содержатся 815 тыс. беженцев. По данным же Анкары, в общей сложности в стране находятся около 3 млн мигрантов, бежавших от войны из Сирии. Турция утверждает, что потратила на их содержание более €7 млрд.
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер подчеркивает, что в случае с Турцией имела место сделка, продиктованная необходимостью:
«Соглашение с Турцией — это безвизовый режим в обмен на беженцев.
Госпожа Меркель считает, что у нее здесь есть интерес, поэтому она и лоббирует такое решение».
В свою очередь Уткин считает, что, кроме объективной озабоченности ЕС соблюдением прав человека в Турции, Анкара также сталкивается с «антиисламским шовинизмом». Это обстоятельство усложняет ситуацию: «Но визовая либерализация закреплена как условие соглашения по беженцам, значит, ЕС фактически обязан двигаться в этом направлении, и двигаться довольно быстро», — говорит эксперт. И все же, по его мнению, «срыв как визовой либерализации, так и соглашения все равно возможен».
Украина и Грузия в ожидании
Открывая возможность для граждан Турции въезжать в Евросоюз без визы, чиновники ЕС заявляют и о том, что в этом году аналогичные льготы могут получить Грузия и Украина. Комиссар по вопросам расширения ЕС Йоханнес Хан в интервью радио «Свобода» в среду заявил, что обе эти страны сделали все «необходимое» для получения безвизового въезда, однако нужно «политическое решение».
Как отмечает Уткин, проделанная Тбилиси и Киевом работа по внедрению системы биометрических паспортов, соглашений о реадмиссии и прозрачности паспортных систем «открыла дорогу в ЕС».
«С Грузией, очевидно, вообще проще — страна небольшая, поэтому у нее самые большие шансы первой достичь цели. С Украиной и Турцией сложнее, но сложности больше политические: популистские спекуляции на вопросе», — говорит Уткин.
Станкевич согласен, что ближе всего к отмене визового режима находится Грузия. С этой страной для ЕС «не связаны никакие серьезные риски». Иная ситуация на Украине: европейские эксперты указывают на риски трансфера в Европу оружия из зоны конфликта в Донбассе, проникновения политических радикалов и нелегальной рабочей силы.
По мнению Станкевича,
власти ЕС пойдут с Украиной на компромисс: «Временно будет разрешен свободный въезд без права на работу с тщательным отслеживанием последствий. Если риски на практике окажутся чрезмерными, ЕС скорректирует решение по требованию своих членов.
Великобритания и Ирландия, не входящие в Шенген, будут решать вопрос о допуске граждан Украины отдельно и, скорее всего, отложат решение».
В свою очередь Брутер считает, что безвизовый режим с Грузией и Украиной будет введен, когда представители ЕС выработают все подпункты соответствующего соглашения, которые сведут на нет большую часть его содержания: «Они подробно опишут порядок приглашений, проверку наличия забронированной гостиницы и необходимых средств. В общем, включат туда все, что можно придумать. А вот с турками так не получится. Они будут громко кричать, что на подобное не соглашались».