Развал Демкоалиции произошел по итогам заседания ее совета вечером в среду. Главным камнем преткновения стал вопрос праймериз.
В Демкоалицию входят ПАРНАС, Партия прогресса, партия «Демократический выбор», Партия 5 декабря, Либертарианская партия и движение «Солидарность».
В декабре члены коалиции анонсировали участие в думских выборах в 2016 году. Предвыборный список планировалось сформировать по итогам предварительного голосования. Сначала речь шла о проведении праймериз в апреле. После скандала вокруг фильма НТВ «Касьянов день», а также взаимных упреков членов ПАРНАС о провале явки на праймериз их сроки подвинули на май.
Фильм НТВ об интимных отношениях Михаила Касьянова и активистки Натальи Пелевиной стал катализатором внутренних распрей в коалиции. С одной стороны выступала команда Алексея Навального и его союзники (Владимир Милов из «Демвыбора», Константин Янкаускас из «5 декабря», Илья Яшин — зампред ПАРНАС). С другой — Касьянов и его правая рука в партии, зампред ПАРНАС Константин Мерзликин.
Претензии демократов друг к другу заключались в проблемах с финансированием и включением медийных и организационных ресурсов для раскрутки праймериз. Но главный вопрос заключался в целесообразности отдавать первое место в предвыборном списке Михаилу Касьянову без его участия в праймериз.
Эти дискуссии шли на совещаниях Демкоалиции три последние недели — с 7 апреля, рассказал «Газете.Ru» Владимир Милов.
Позиция сторонников Касьянова
Зампредседателя ПАРНАС Мерзликин говорит, что на заседании в среду коллеги в очередной раз предложили вернуться к вопросу о первом номере списка, а также механизму определения кандидатов по округам:
«Но мы заявили, что ПАРНАС не видит оснований для пересмотра базовых договоренностей».
По словам Мерзликина, позиция оппонентов Касьянова заключалась в том, что экс-премьер якобы готов был предоставить бренд ПАРНАС, только если ему дадут первое место в предвыборном списке. На самом деле, уверяет он, логика была в том, чтобы привлечь в головную часть списка людей, узнаваемых на федеральном уровне, — не только самого лидера ПАРНАС, но и других.
«Нам стали предлагать: пусть на праймериз идут все, предъявили историю с «кинематографом» (фильм «Касьянов день». — «Газета.Ru»), после которого, дескать, ситуация изменилась.
Касьянов, говорили наши коллеги, должен идти на праймериз, чтобы переутвердить свою легитимность».
По словам Мерзликина, все это «ничтожная логика»: «Считаю, что на «кинематограф» мы должны были отвечать еще большей сплоченностью и консолидацией». Однако, по его словам, о развале коалиции говорить преждевременно: Милов в среду заявил, что снимается с праймериз, однако его коллеги по «Демвыбору» продолжают участвовать. Ни слова не говорил о снятии с праймериз кандидатов от Партии прогресса и Навальный:
«У меня сложилось впечатление, что Алексей просто не будет использовать в поддержку Демкоалиции свои медийные ресурсы, а они у него серьезные. Он выразил неудовольствие тем, что мы не соглашаемся на их условия».
Праймериз состоятся в любом случае, обещает Мерзликин. Демарш же коллег по Демкоалиции он считает «большой ошибкой, которая пока, однако, не носит фатального характера».
Член ПАРНАС Наталья Пелевина, которая фигурирует в скандальном фильме, сказала «Газете.Ru», что «сожалеет» о решении членов Демкоалиции: «Показ этого фильма был тестом, который коалиция не прошла. Несмотря на эти запредельные вещи, мы должны были показать, что можем держаться вместе, но этого не произошло».
Она также считает, что ситуация с фильмом стала для некоторых активистов лишь «удобным предлогом найти для себя выход, чтобы не участвовать в праймериз».
Сама Пелевина продолжает готовиться к кампании в Госдуму по Кунцевскому одномандатному округу Москвы. Во время ее встреч с людьми «никто даже не вспоминает» про фильм НТВ, утверждает Пелевина.
Позиция единомышленников Навального
Владимир Милов из «Демвыбора», который присутствовал при переговорах в среду и по итогам снялся с праймериз, увидел в позиции Касьянова «эскалацию». Претензии к экс-премьеру в том, что он отказался от дебатов, односторонне продлил срок праймериз. «Кризис вокруг фигуры Касьянова достиг серьезных масштабов», — сетует политик.
Милов говорит, что его основным союзником в споре с Касьяновым был Навальный, но и другие члены коалиции поддержали его на совете, хотя и в более мягких формах.
«Мы участвовали в выборах, общаемся с людьми. Много сил приходилось тратить на то, чтобы убеждать людей, что Касьянов — не самое плохое решение (во главе списка. — «Газета.Ru»), хотя у него объективно самый высокий из всех нас антирейтинг. А теперь (после фильма НТВ. — «Газета.Ru») нам стали говорить, что нет перспектив и он ничего не наберет.
Надо было искать выход, а перспектива оставшиеся пять месяцев до выборов говорить с людьми о личной жизни Михаила Михайловича, а не о реформах мне не нравится.
Мы были бы на это готовы (чтобы Касьянов, несмотря на показ фильма НТВ, возглавил список. — «Газета.Ru»), если бы он пошел все-таки на праймериз и подтвердил симпатии избирателей, но Касьянов ни на грамм не сдвинулся. А мы не видим смысла в кампании, в которой получим 0,5%», — рассуждает Милов.
Оппозиционер говорит, что на встречах люди удивляются, почему после прослушек Бориса Немцова, которые были опубликованы в 2011 году, вскрытой почты Навального, понимания, что за оппозицией следят спецслужбы, и прочего политики до сих пор не могут контролировать себя хотя бы перед выборами. Фильм НТВ про Касьянова и Пелевину нанес большой урон, уверен Милов.
Его коллега по «Демвыбору» Кирилл Шулика резюмирует, что коалиции как предвыборного блока больше не существует из-за того, что все ее участники не согласны с ПАРНАС.
Оппозиционер считает, что фигура Касьянова вызывала явные затруднения в работе и потенциальные спонсоры не понимали, зачем ему давать деньги, если у него есть свои. «Он фактически являлся некой обузой. И самым простым способом было просто изначально поставить его перед фактом. Но мы же так не сделали», — эмоционально объясняет Шулика. Нынешнюю ситуацию с праймериз он рассматривает как «саботаж» — дескать, ПАРНАС обещал взяться за рекламу и раскрутку сайта, но в итоге все оказалось далеко от ожиданий.
При этом сам политик пока с праймериз не снимается, поскольку обещал это своим сторонникам.
Не собирается сниматься и соучредитель Партии 5 декабря Константин Янкаускас: «Мы продолжаем участие в выборах. Если примем другое решение, мы об этом сообщим».
Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш была недоступна для комментариев.
Другие проблемы Демкоалиции
Совещание в среду вскрыло и другие проблемы коалиции. Во-первых, ее члены не смогли поделить одномандатные округа. Касьянов, по словам Милова, решил выдвинуть по Центральному одномандатному округу в Москве историка Андрея Зубова. Там же намерены выдвинуться соратница Навального Любовь Соболь и Мария Баронова из «Открытой России» Михаила Ходорковского.
Однако накануне Мерзликин выложил на сайте партии документ коалиционного соглашения и перечень возможных одномандатников по округам (правда, подписей у бумаги нет). В списках одномандатников Зубов вообще не значится, Соболь идет по Нагатинскому округу, а по Центральному выдвигаются муниципальный депутат Якиманки Валерий Филлипов и глава фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров.
Ведутся серьезные споры и по поводу второго и третьего номеров федерального списка ПАРНАС. Договоренность заключалась в том, что в общефедеральной части может быть до шести человек, уточняет Мерзликин.
При этом трое из них должны были определиться по итогам праймериз, трое других — приглашены в коалицию без участия в предварительном голосовании.
Один из этих троих «льготников» — Касьянов, с остальными возможными претендентами «переговоры еще ведутся, и непонятно, чем закончатся».
Кандидатуры, которые рассматриваются, Мерзликин назвать отказался. Источники «Газеты.Ru» в коалиции утверждают, что на эти места рассматривались медийные звезды либеральных взглядов, которые могли бы стать «паровозами». В частности, среди упоминавшихся на совещаниях фигур — сестра олигарха Михаила Прохорова Ирина, журналист Алексей Пивоваров, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, певец Юрий Шевчук.
Источник «Газеты.Ru» в Демкоалиции утверждает, что некоторые ее участники только из СМИ узнали об этих «льготных» местах. И общая позиция всех партий, кроме ПАРНАС, — что так быть не должно.
Милов говорит, что на самом деле договоренность была следующая: второе и третье места будут закреплены за людьми, не участвовавшими в праймериз, только если коалиции удастся найти сильных медийных кандидатов.
Касьянов же, по словам оппозиционера, интерпретировал эту договоренность так, будто бы второй и третий номера списка в любом случае будут отданы вне праймериз.
Между тем в основных положениях соглашения Демкоалиции — документе, который выложил Мерзликин, — четко прописано, что Касьянов и еще два человека получают закрепленные (то есть без участия в праймериз) места. На эти позиции, гласит документ без чьих-либо подписей, приглашаются люди, имеющие общефедеральную известность и давшие согласие на участие в кампании. Но что делать, если такие люди не найдутся, и кто должен приглашать, неясно. Именно это позволяет трактовать столь важный пункт двояко: сторонники Касьянова могут считать, что в любом случае второе и третье места отдаются без праймериз, оппоненты лидера ПАРНАС — что такой подход имеет право на жизнь только в том случае, если нашлись соответствующие медийные фигуры.
«Яблоко» в выигрыше
Развал коалиции — большой минус для оппозиции и шаг назад, считает один из лидеров питерского ПАРНАС Андрей Пивоваров. По его словам, ради личных амбиций партия теряет доверие избирателей. «Одна из принципиальных вещей в современной политике — это верность своим словам. Это действительно важно, и стоит понимать, что в сентябре жизнь не заканчивается. Строить отношения дальше будет в разы сложнее», — говорит он.
Другой оппозиционер, Игорь Драндин, называет причиной развала коалиции нарушение демократических процедур: отсутствие четкой процедуры принятия решений, кулуарные аппаратные интриги, конфликтность некоторых персон, изменение правил и процедур на ходу без учета мнения участников коалиции.
Практически все лидеры Демкоалиции популярны лишь в узких кругах, а относительно раскрученный Навальный на выборах не баллотируется, поскольку ему запрещает это закон, напоминает Николай Миронов из Центра экономических и политических реформ.
Поэтому развал коалиции с рейтингом в 1–2% мало что изменит в электоральном поле, а бенефициаром, скорее всего, будет «Яблоко», которое и раньше аккумулировало голоса демократов.
По словам эксперта, шансы пройти в Думу у оппозиции были бы только при объединении всех либеральных сил.
Сам Навальный в выборах принять участие не может, а его союзники кампанию вытянуть не способны, согласен Олег Игнатов из Центра политической конъюнктуры. У участников Демкоалиции нет ресурсов, опыта, хороших технологов, доступа к СМИ, лидеров-харизматиков.
Поэтому, считает Игнатов, Навальный в выигрыше, ведь если бы он остался в коалиции, власть трактовала бы поражение в думской кампании прежде всего как его личный провал.
Дистанцироваться от ПАРНАС и сделать ставку на один-два одномандатных округа, где можно создать проблемы для власти, для команды Навального — оптимальная стратегия.
По словам Игнатова, люди Навального и некоторые другие участники коалиции могут договориться с «Яблоком» об участии в выборах.
Проблемы, однако, может создать тяжелая история взаимоотношений «Яблока» со своими бывшими членами — Алексеем Навальным и Ильей Яшиным. Пивоваров из ПАРНАС сомневается, что участники коалиции «присягнут» духовному лидеру «яблочников» Григорию Явлинскому.
«В партии «Яблоко» сожалеют о случившемся и надеются, что все будет хорошо, коллеги преодолеют трудности», — лаконично прокомментировал «Газете.Ru» руководитель ее пресс-службы Игнат Калинин.