Как сообщил Яценюк, украинский политический кризис был искусственным, а «Народный фронт» (НФ) остается «спасать страну» в коалиции, и его преемником, скорее всего, будет бывший спикер парламента Владимир Гройсман, которого выдвинула фракция «Блока Петра Порошенко» (БПП).
Владимир Гройсман — бывший мэр Винницы, родного города президента Украины, фигура в украинской политике несамостоятельная и крепко связанная с Петром Порошенко.
Еще в момент инаугурации звучали вполне оправдавшиеся опасения наблюдателей, близко знавших Петра Алексеевича, которые утверждали, что президент Украины из разряда трудоголиков, которые привыкли все брать на себя.
И что лучшими министром обороны и министром иностранных дел, с точки зрения Порошенко, всегда будет только он, и на всех ключевых государственных постах, до которых он сможет дотянуться, всегда будут исключительно послушные исполнители воли президента. Теперь и премьер-министр на Украине тоже будет «порошенко».
К чему приведет долгожданная отставка Яценюка? В первую, во вторую и в третью очередь — к отсрочке парламентских выборов, чего настойчиво не просили, а требовали западные партнеры и финансовые доноры Украины.
Киевские политологи в один голос прогнозируют отсрочку досрочных выборов Верховной рады как минимум на год, до весны 2017 года. Хотя все эти прогнозы звучали до известного скандала вокруг панамских офшоров президента.
Какой будет новая коалиция в Верховной раде? Практически гарантированно неустойчивой и слабой — двухголовой коалицией из «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта».
«Обновление состава кабмина будет тотальным, не менее 80%, — говорит политолог Тарас Березовец. — «Народный фронт» существенно упрочит свое представительство. Точно сохранят свои посты Арсен Аваков и Павел Петренко (глава МВД и министр юстиции, члены НФ. — «Газета.Ru»), плюс НФ должен получить еще четыре министерства и спикера Андрея Парубия. Пост первого вице-премьера в сочетании с министром экономики на 90% займет Борис Ложкин».
Пока еще глава администрации президента Борис Ложкин, который должен двигать украинские экономические реформы, имеет высшее образование по специальности «русский язык и литература», а Владимир Гройсман и вовсе в 2010 году окончил Национальную академию государственного управления при президенте Украины. Это длинное название и год окончания говорят всего лишь о том, что Гройсман наверняка заочник. Это первое шутливое наблюдение, которое родилось у политологов.
Остальные наблюдения гораздо более серьезные. Депутатов в двух фракциях чуть меньше, чем надо для простого большинства в 226 голосов. Чтобы голосов было больше, президентская фракция в парламенте пошла на невиданный в украинской политике шаг. В течение двух суток после закрытого съезда БПП, они объявили о решении съезда приостановить депутатские полномочия двух депутатов — Николая Томенко и Егора Фирсова. Таким образом, БПП первым воспользовался недавно появившейся законодательной возможностью наказывать депутатов за выход из своей фракции. На место Томенко и Фирсова в парламент так же оперативно зашли более послушные «штыки».
Патентованный борец с коррупцией Егор Фирсов (он вышел из фракции в феврале в знак протеста против отставки министра экономики Айвараса Абромавичуса) уже подал иск в суд и пообещал не уходить из политики.
И вот на фоне изгнания из парламента борцов с коррупцией внутри фракции БПП новая коалиция пошла по пути вербовки таких же «отщепенцев» из других партий. Нужно сказать, что со времен Януковича это крайне непопулярное на Украине дело.
На столь неординарные меры политические силы Порошенко и Яценюка вынуждены были пойти после внезапного отказа от коалиции «Блока Юлии Тимошенко» (БЮТ). Как рассказывают источники «Газеты.Ru», условия создания коалиции и раскладка будущего кабмина были полностью согласованы с заместителем Тимошенко народным депутатом Андреем Кожемякиным. Но вдруг в последний момент Юлия Тимошенко выдвинула невыполнимые требования социального характера к программе будущего правительства, которые шли вразрез с обязательствами Украины перед МВФ. После чего БЮТ громко хлопнул дверью, уйдя в оппозицию.
Участвовать в будущей коалиции еще раньше отказалась «Самопомощь» Андрея Садового — партию обвинили в сговоре с «Оппозиционным блоком» на перевыборах в Кривом Роге. Кандидат от «Самопомощи» на выборах мэра Кривого Рога пришел к финишу второго тура вровень с кандидатом от «Оппозиционного блока», проиграв последнему 0,5%, или 752 голоса. «Самопомощь», заявив о фальсификациях через уличную активность и голосования в Верховной раде, добилась повторных выборов. На которых неожиданно сменила своего «победителя» Юрия Милобога на скандального бывшего комбата «Донбасса» Семена Семенченко. Семенченко выборы проиграл с треском в первом туре Юрию Вилкулу, самовыдвиженцу и отцу одного из лидеров «Оппозиционного блока» Александра Вилкула. А «Самопощь» заподозрили в торге с «Оппозиционным блоком» вокруг будущих парламентских выборов.
Что интересно, накануне в договоренностях с донецким олигархом Ринатом Ахметовым вполне обоснованно обвинили и лидера Радикальной партии Украины Олега Ляшко. Его вхождения в коалицию ждали до последнего, но Ляшко проявил крайнюю несговорчивость.«Сначала управленцы Ахметова заявили о необходимости снижения железнодорожных тарифов для металлургов, — рассказывает украинский политолог Константин Батозский. — Потом журналисты написали о встрече Ахметова и Ляшко. И следом лидер радикалов вдруг стал ярым защитником отечественной металлургии. А затем приехал в Мариуполь…»
Ляшко действительно в прошлую среду приехал в Мариуполь и впервые не посетил украинские волонтерские организации и полк «Азов». Зато его отлично принимали на металлургических комбинатах Рината Ахметова, а на встречу с ним в ДК «Молодежный» собралось руководство заводов и озадаченные работники предприятий «Метинвеста».
Приходится констатировать, что Петр Порошенко ради временного решения политического кризиса пошел на создание неустойчивой конструкции, в которой отказались участвовать и Юлия Тимошенко, и депутатские группы, которые связывают с Игорем Коломойским.
Досрочные выборы в Верховную раду ждут и изо всех сил приближают их дату как бывшие союзники по коалиции в лице «Самопомощи», БЮТ и радикалов Олега Ляшко, так и набирающий рейтинг «Оппозиционный блок».
За скобками кризиса остался выстреливший раньше времени проект Михаила Саакашвили, который тоже готовился к выборам если не в июне, то к осени 2016 года.
При этом новая коалиция не сможет провести принципиальные решения по изменениям в конституцию, для которых нужны две трети голосов. И вся ответственность за снижение социальных стандартов и прочие прелести буксующих экономических реформ ложится лично на президента Украины, и так оказавшегося в эпицентре коррупционного «панамагейта».
Заместитель главы Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что в случае, если бы премьер Яценюк остался на посту, «политический кризис на Украине принял бы недопустимые масштабы». После того как Рада дала негативную оценку кабинету министров, судьба Яценюка была предрешена.
Жарихин уверен, что, несмотря на катастрофический рейтинг, Яценюк останется в политике, так как у него есть собственная политическая сила в парламенте страны. Однако с потерей кресла он приобретает риск стать «козлом отпущения» за коррупционные скандалы в его правительстве.
Заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин говорит, что отставка премьера была «абсолютно ожидаема».
«Посмотрим, как пойдет с формированием нового правительства. Сегодняшними результатами не удовлетворена и бóльшая часть украинских политических сил, и зарубежные партнеры», — подчеркивает он.
В европейских странах и в США в последнее время активно выражали недовольство действиями украинского правительства в связи с тем, что оно так и не начало проводить структурные реформы в стране.