«Этот референдум, согласно конституции и законодательству Нидерландов, имеет исключительно консультативный характер. Итак, теперь слово за правительством, парламентом, политиками Голландии. Уверен, что стратегически это событие не является препятствием на пути Украины в Европу», — прокомментировал президент Украины Петр Порошенко результаты голосования в Нидерландах.
Комментируя результаты референдума в Twitter, премьер-министр России Дмитрий Медведев назвал их «индикатором отношения европейцев к украинской политической системе».
Референдум прошел накануне. Голландцы должны были ответить на вопрос, стоит ли ЕС заключать с Украиной соглашение об ассоциации. Согласно предварительным результатам референдума, более 61% граждан проголосовали против. «За» выступили 38% голосовавших. Окончательные результаты будут объявлены 12 апреля.
Протестное голосование
Явка составила 32,2%, что позволяет считать референдум состоявшимся. Как отмечает заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин, результаты референдума являются в целом ожидаемыми.
«Больше мотивации прийти было у тех, кто против. Причем скорее против ЕС, а не против соглашения самого по себе. Украина — это все-таки слишком далеко для общей массы электората. В общем, традиционный процент евроскептических избирателей (порядка 17% от общего числа) сделал результат», — говорит Уткин.
Несмотря на низкую явку, число пришедших на референдум составило более 30%. Это означает, что правительство страны должно будет учитывать волеизъявление при голосовании в парламенте о соглашении об ассоциации. Премьер Нидерландов Марк Рютте, который предполагал, что жители страны выскажутся за соглашение с Украиной, заявил, что правительство с уважением отнесется к волеизъявлению. Политик добавил, что после референдума «нельзя будет просто взять и проголосовать за ратификацию».
Нидерланды — единственная страна ЕС, которая до сих пор пока не ратифицировала соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Инициатором референдума выступила нидерландская общественная группа евроскептиков Geen Peill («Без рамок»), которая смогла собрать 420 тыс. подписей для организации голосования (минимальное число подписей — 300 тыс.).
Голосование такого типа состоялось в стране впервые, на основе принятого летом прошлого года закона о консультативном референдуме. Закон обязывает правительство принимать во внимание его результаты, если явка составляет более 30%.
«Против европейских ценностей»
На Украине волеизъявление голландцев восприняли резко негативно, и эти чувства можно понять. В 2014 году именно нежелание тогдашнего президента Украины Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации страны с ЕС привело к свержению его режима. События «евромайдана» вылились в гражданский конфликт, который не исчерпан до сих пор. Президент страны Петр Порошенко назвал референдум атакой на единство Европы и «на распространение европейских ценностей».
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер считает, что пойти против решения референдума голландские власти теперь не смогут. «Нельзя голосовать за одно, а делать наоборот. Тем более что выборы неумолимо приближаются», — рассказал эксперт «Газете.Ru».
По мнению Брутера, результаты референдума означают, что после голландского референдума в нынешнем виде соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной ратифицировано не будет. «До выборов это вряд ли произойдет. Или это должно быть совершенно другое соглашение, с новыми обязательствами. А на выборах, вероятно, к власти в Нидерландах придут силы, которые высказали отрицательное мнение по поводу этого соглашения», — прогнозирует эксперт.
Брутер уверен: нынешняя ситуация показывает, что Европа никогда и не «поворачивалась лицом к Украине». «Это был майданный фейк, не более того. Западная Европа просто реагировала на ситуацию, как считала выгодным. Иллюзий не должно было быть, нельзя верить в собственные фантазмы», — добавил он.
В свою очередь, Сергей Уткин из Центра ситуационного анализа РАН считает, что немедленных последствий для Украины не будет. Формат торговых отношений все равно находится в компетенции структур ЕС, а не отдельных стран. Однако страны ЕС после референдума будут более отчетливо заявлять, что «соглашение об ассоциации не означает перспективы вступления в Евросоюз», подчеркивает эксперт.
Уткин также отмечает, что референдум ставит более глобальные вопросы о будущем Евросоюза как межгосударственного образования. «Появился еще один повод в ближайшие годы всерьез не поднимать тему расширения ЕС, — уверен он. — И вообще внешнеполитические амбиции Евросоюза стоит поумерить, концентрироваться на преодолении внутренних проблем, которых хватает».