«Закрывая глаза на проявления открытой дискриминации, агрессии и нарушения прав человека во Львове, произошедшие 17–20 марта 2016 года, — более того, потворствуя этому процессу, Вы и все мы проявляем нашу слабость и даем всему миру понять: здесь можно пренебрегать и уничтожать «инаковость», и за это никто не будет наказан!» — гласил текст открытого письма, отправленного в понедельник на имя Садового.
Речь в документе идет о срыве «Фестиваля равенства», который должен был пройти во Львове 19 и 20 марта. Когда информация о фестивале просочилась в прессу, в адрес организаторов посыпались угрозы от правых радикалов, архиепископ местной грекокатолической церкви выступил с осуждением, а мэрия Львова не стала отвечать на заявку организаторов фестиваля. Гостиница, где планировалось мероприятие, отменила бронь. Суд запретил все массовые мероприятия во Львове на выходных.
Несмотря на давление, «Фестиваль равенства» все-таки открылся, но ненадолго. Множество видеокамер зафиксировало «зигующих» людей в балаклавах, которые забрасывали камнями здание, где проходил фестиваль. В итоге участников мероприятия правоохранители вывезли от греха подальше на базу полиции Львова.
В воскресенье фестиваль отменили совсем. Этого оказалось достаточно, чтобы продемонстрировать Западу лицо новой Украины, которая, по идее, должна быть свободнее и толерантнее «старорежимной».
В европейских столицах проходят пикеты солидарности. На Украине со специальными заявлениями выступают парламентарии и члены правительства, геи и натуралы, высокие чины полиции и писатели, а лидеру запрещенной в России партии «Свобода» Олегу Тягнибоку организаторы ЛГБТ-мероприятия даже написали специальное письмо с требованием осудить львовскую организацию партии.
Погром фестиваля осудили также американский и британский послы на Украине. Тем более что Великобританию представляет здесь открытая лесбиянка Джудит Гоу.
6 апреля в Нидерландах пройдет референдум по ассоциации ЕС и Украины. Последний опрос (он проводился 7 марта) дал цифру противников ассоциации в 57%. Очевидно, львовский погром поклонников этой идеи не прибавит.
Одни и те же лица
«Знаете, я тут не организатор, приехала просто отдохнуть и на фестиваль, а тут такое, — рассказывает «Газете.Ru» очевидица событий, дизайнер Диана Берг. — Что поражает до глубины души, так это одни и те же агрессивные тупые лица, что в Донецке 2014-го, что сейчас во Львове».
Диане Берг можно верить, она практически эксперт в украинских противостояниях последних лет. В марте 2014 года она была среди организаторов первых украинских митингов в Донецке. После жестокого избиения 28 апреля 2014-го последнего украинского митинга в Донецке бежала с подругой в Одессу. Здесь для шествия 2 мая Диана изготовила 6-метровый баннер, с которым и пришла на мероприятие. Как владельцев самого красочного плаката девушек поставили во главе колонны, и они попали со своими открытыми лицами на все фотографии. В результате в Донецке Диану объявили заодно и организатором побоища в Одессе. Теперь — Львов.
«Понимаете, мы просто были дома, и тут позвонили организаторы и сообщили, что им негде ночевать — рассказывает о событиях 19 марта Диана. — Их было человек 20, они забронировали номера и конференц-зал в отеле «Львов» и вдруг по приезду узнали, что бронь отменена, отель полностью занят».
«Следом, ночью с пятницы на субботу, начался суд по иску о запрете массовых мероприятий в центре Львова на выходных. Мы побежали на суд, оповестили львовские газеты и телеканалы — и никто не пришел! Пришли с полсотни спортивных ребят в балаклавах, которые постоянно дежурили под зданием», — сообщила собеседница «Газеты.Ru».
Что интересно, фестиваль не должен был быть публичным, никаких гей-парадов проводиться не планировалось. Должны были пройти просмотры фильмов, фотовыставка, дискуссия на тему «Что делать, если ваш ребенок-подросток осознал себя иным» и другие камерные мероприятия.
Единственным мероприятием, в названии которого присутствовала аббревиатура «ЛГБТ», был квест. Но и в этом случае две группы людей без опознавательной символики просто ходили бы по двум локациям и разгадывали загадки между двумя местами — Музеем мысли и клубом «Андеграунд». Тем не менее обе площадки из-за угроз отказались от участия, сказала Диана.
В субботу фестиваль начался в отеле «Днистер». Журналист Катерина Кострова была на мероприятии и попала под удар собравшихся праворадикалов.
«Все было максимально непублично и тайно, — говорит она. — Посмотрели фильмы, прошла дискуссия. Тут начали появляться люди в балаклавах, их собралось до двух сотен. Что странно, накануне было принято решение о предварительной регистрации всех участников и допуске на мероприятие только тех, кто получил SMS с приглашением. Место хранили в тайне, ЛБГТ-квест отменили».
Очень скоро начали лететь камни. «Приехала полиция, нас администрация подняла на 8-й этаж, а потом через черный ход повела к автобусу. Под охраной полиции нас увезли,
— продолжает Катерина Кострова. — Камни повредили машину полиции. Потом, когда нас отпускали, уже «оторвалась» львовская полиция. Стражи правопорядка оскорбляли, отпускали комментарии».
Провокаторы вокруг
Голоса на Украине разделились. Одни считают провокаторами организации ЛГБТ, другие — праворадикалов. Тут все зависит от вкуса и места жительства. Свои заявления в поддержку соблюдения прав меньшинств сделала, например, группа «Еврооптимисты» из украинской Верховной рады. А глава департамента по борьбе с незаконным оборотом наркотиков национальной полиции Украины Илья Кива, например, разместил у себя такой пост: «ЛЬВОВ! БИБЛИЯ, ЛЕВИТ, Стих 20, глава 13. Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. P.S. Читайте Библию, верьте ГОСПОДУ!» Илья Кива — полковник национальной полиции, известный по работе в Донбассе и участии в товарной блокаде Крыма, цитирует Ветхий завет вместе с лидером запрещенного в России «Братства» (организация запрещена в России) Дмитрием Корчинским.
Львов очевидный туристический центр Украины. Официальные цифры дают 2 млн посетителей в год, неофициальные умножают эту цифру на три. Небольшой город с населением в полмиллиона человек принимает туристов больше, чем современный Крым. Рост потока связывают с мэром города Андреем Садовым — именно он в свое время начал развивать город как туристическую столицу.
Драйвером роста турпотока стали как раз фестивали. Сейчас их проводится около ста, а начали с Фестиваля кофе в далеком 2007 году, потом пошли развиваться фестивали шоколада, пампуха (львовские пончики) и др.
Очевидные успехи города вывели Садового на всеукраинский политический уровень, а возглавляемую им партию «Самопопощь» в Верховную раду.
Именно поэтому место для «Фестиваля равенства» нигде не вызвало удивления. Львов ведь признанная европейская столица Украины. Ну вот типичный, европейский фестиваль, очень скромный, кстати, по масштабам. Первый фестиваль проходил в Киеве, обошелся не без эксцессов, но там качественно сработала полиция.
Во Львове же она работать показательно не захотела. Садовой «уехал» и только сейчас выступил с заявлением, где называет произошедшее «провокацией», осуждая обе стороны и особо подчеркивая, что он лично не контролирует силовую вертикаль, очевидно отказавшуюся работать на устранение конфликта. Огромный информационный выхлоп, равно как и синхронная (не)работа правых партий, местной власти, СБУ, церкви и СМИ, говорит о том, что противников евроинтеграции Украины стоит искать не только на востоке страны.
Есть еще и запасная, «конспирологическая» версия произошедшего. Андрей Садовой, очевидно, строит президентскую карьеру. С учетом падения рейтинга Петра Порошенко, развала коалиции и выхода из нее «Самопомощи» многих в Киеве это начало серьезно напрягать.
Садового попытались «задушить в объятиях» — Петр Порошенко показательно предложил ему возглавить кабинет министров и занять место Арсения Яценюка. Место Яценюка нынче может уничтожить любой политический рейтинг, и Садовой вежливо отказался.
Теперь громкий и неприятный скандал, связанный с меньшинствами, праворадикалами и грекокатолической церковью может загнать Садового в особую галицкую электоральную резервацию и убить его как рейтингового всеукраинского политика. Что интересно, во Львове Садового любят не очень. Признают заслуги, но считают, что старается он больше не для горожан, а для приезжих туристов. Выступить в защиту крайне непопулярных в религиозном городе «приезжих» мэр Львова, очевидно, не мог. Равно как и поддержать местную «Свободу».