30 марта начинается визит президента Украины Петра Порошенко в США. Он приезжает, чтобы провести ряд встреч с американскими политиками, а также принять участие в международном саммите по ядерной безопасности. У Порошенко есть важная повестка: дать новый импульс переговорам между Киевом и Вашингтоном о преодолении кризиса на востоке Украины.
Главная стратегия украинского президента в США — предупреждать Запад об угрозе со стороны России. По его мнению, Москва полностью контролирует самопровозглашенные Луганскую и Донецкую народные республики (ЛНР и ДНР) и не дает им вернуться в состав Украины, как того требуют минские договоренности. Кроме того, Киев считает Москву агрессором, поскольку та обеспечила переход Крыма в состав России весной 2014 года.
По мнению экспертов, о российской угрозе Порошенко будет говорить как в ходе встреч с американскими политиками в начале своего визита, так и в рамках международного саммита по ядерной безопасности.
Как заявил «Газете.Ru» политолог Тарас Чорновил, бывший депутат украинской Рады от Партии регионов, в США Порошенко объявит о том, что Россия в ближайшее время может разместить в Крыму ядерное оружие.
Ранее в марте украинский президент говорил о том, что РФ уже привезла в Крым ракеты, способные нести атомные боеголовки.
Это заявление может произвести особенное впечатление на главу Пентагона Эштона Картера. Он входил в рабочую группу по согласованию Будапештского меморандума, документа, который в 1994 году подписали молодые Украина и Россия, а также США и Великобритания. Согласно меморандуму, Киев обязался ликвидировать на своей территории весь советский ядерный арсенал, отправить его в Россию, а также подписать Договор о нераспространении ядерного оружия. Как считает Порошенко, Украина выполнила все условия, а переход Крыма в состав РФ нарушает условия Будапештского меморандума и создает условия для полноценного конфликта в черноморском регионе.
Ход Бутом
До вторника ничто не мешало президенту Украины привлекать внимание западных СМИ к российской ядерной угрозе.
Тем более что Россия в прошлом ноябре бойкотировала американский саммит и тем самым лишилась возможности парировать аргументы украинской стороны.
В конце прошлого года американо-российские отношения были на весьма низком уровне — во многом из-за ситуации на той же Украине. В таких условиях бойкот ядерного саммита в США со стороны России был демонстративным шагом, рассказал «Газете.Ru» Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН. «Сейчас, конечно, задули теплые ветры. Если бы Москва принимала решение об участии в саммите сегодня, то она бы не отказалась, — считает эксперт. — Однако задний ход Россия не готова давать по принципиальным причинам».
На саммите по ядерной безопасности между тем Россия и США могли восстановить партнерство в этой сфере. «Москва занимает пассивно-негативную позицию в отношении переговоров по сокращению ядерных вооружений, — добавил Арбатов. — То есть российские власти используют эту тему как козырь для политического размена с США. Пару месяцев назад Вашингтон предлагал Москве начать переговоры о дальнейшем сокращении, однако та эту инициативу отвергла».
Такое положение вещей на американском саммите полностью удовлетворяло Порошенко. Однако ситуация в корне изменилась, когда утром 29 марта «Интерфакс» со ссылкой на «информированный источник» сообщил, что «ведутся переговоры» об обмене украинской летчицы Надежды Савченко на Виктора Бута и Константина Ярошенко. В данный момент двое россиян отбывают заключение в американской тюрьме: за торговлю оружием и участие в сделке о транспортировке наркотиков соответственно.
Другая реальность
Ничего конкретного о собственном источнике государственное агентство «Интерфакс» не сообщило. Источник «Газеты.Ru» в Кремле счел это «информационным вбросом», происхождение которого не очень понятно.
После того как российский суд осудил Надежду Савченко на 22 года за убийство двух российских журналистов, и украинские, и российские власти подтвердили возможность ее обмена.
Однако до сих пор речь шла о других россиянах: Александре Александрове и Евгении Ерофееве.
Украинская прокуратура считает, что Александров и Ерофеев, задержанные в мае 2015 года в Луганской области, — это бойцы ГРУ РФ, и обвиняет их в терроризме. Москва парирует, что российские граждане к тому моменту уже не служили в российских ВС. Министерство обороны РФ отрицает, что российские военнослужащие принимают участие в боях на востоке Украины.
Этот вариант обмена выглядит логично. Все трое — участники конфликта на востоке Украины. Их обмен может создать позитивный фон вокруг минских договоренностей. Обмен Савченко на Бута и Ярошенко, которые оказались в американской тюрьме еще до изменения статуса Крыма, в этом смысле гораздо менее очевидный ход.
В западных СМИ этот вариант обмена обсуждался в начале марта — после того, как официальный представитель МИД РФ Мария Захарова опубликовала пост в Facebook, который отвечал на критику США в адрес Кремля за дело Надежды Савченко.
Тогда Бута и Ярошенко дипломат действительно упоминала, однако вовсе не в контексте обмена на украинскую летчицу. Захарова привела имена россиян в том контексте, что американское правосудие также можно обвинить в предвзятости.
Виктор Бут и Константин Ярошенко были арестованы американскими спецслужбами не на территории США. Бут — в 2008 году в Таиланде. Ярошенко — в 2010 году в Либерии. Обоих россиян привезли в США, где они столкнулись с обвинениями в незаконной торговле оружием и наркотиками. Бут был приговорен к 25 годам заключения, Ярошенко — к 20 годам. Оба осужденных не признали своей вины.
МИД РФ неоднократно выражал возмущение тем фактом, что американские власти действуют за пределами своих границ, фактически похищая чужих граждан с территории третьих стран.
Публикация «Интерфакса» от 29 марта между тем перевела обсуждение дел Савченко, Бута и Ярошенко в совсем другую плоскость.
Посол США на Украине Джеффри Пайетт 29 марта заявил, что обмен Савченко на Бута и Ярошенко — это абсурдная идея. По его словам, украинскую летчицу нужно освобождать в рамках минских соглашений о преодолении конфликта на востоке Украины. А этот процесс предполагает обмен Савченко, захваченной на территории самопровозглашенной ЛНР, на российских «спецназовцев ГРУ» Александрова и Ерофеева, попавших в плен на украинской части Луганской области. Другого варианта, по словам Пайетта, США не рассматривают.
Супруга Виктора Бута Алла заявила РИА «Новости», что тоже не в курсе возможности обмена Савченко на Бута. Опрошенные «Газетой.Ru» родственники Ярошенко также не обладали информацией о переговорах.
Адвокат Илья Новиков, защищавший интересы Савченко в суде, со ссылкой на собственный американский источник, знакомый с сутью переговоров Вашингтона с Москвой, также рассказал «Газете.Ru», что США не рассматривают возможность такого обмена.
Впрочем, с юридической точки зрения для этого нет никаких преград, добавил Новиков.
«Это происходит перекрестным помилованием. Сначала договариваются дипломаты, после чего с двух сторон издается соответствующий указ, — рассказал адвокат. — С формальной точки зрения обе стороны действуют независимо друг от друга. Фактически — это обмен».
О том, что США в принципе готовы обменять Бута и Ярошенко, давал понять в 2012 году Эрик Холдер, в то время американский генпрокурор. «У нас есть соглашения с другими странами, и эти соглашения позволяют осужденным в США отбывать наказание на родине, — заявил чиновник. — Если бы у нас был запрос от России относительно того, чтобы господин Бут отбывал наказание на родине, мы бы это рассмотрели».
Неудобные вопросы
«Информация об обмене Савченко на Бута и Ярошенко призвана создать впечатление, что Украина — это предельно несамостоятельный игрок на международной арене, фактически находящийся под протекторатом США, а действительно важные вопросы решают между собой Москва и Вашингтон», — считает политолог Евгений Минченко. С такой оценкой согласен и эксперт по Украине Андрей Окара. По его мнению, создание такого образа перед визитом Порошенко в США играет на руку российским властям.
Как заявил Окара «Газете.Ru», фигура Савченко в США выглядит гораздо менее ценной, чем Бут и Ярошенко. «Американская пресса интенсивно освещала судебный процесс над россиянами, и в результате за ними прочно закрепился образ влиятельных и опасных торговцев, опасных для всего мира, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Поэтому если сейчас администрация Обамы согласилась бы на обмен Бута и Ярошенко, это стало бы настоящим ударом по ее имиджу. Савченко с точки зрения общественного мнения США — это все-таки фигура не такой важности».
Американское «Радио Свобода» (организация включена Минюстом в список иноагентов) 29 марта уже сообщило, что Кремль хотел бы обменять Савченко на Бута и Ярошенко. В таком виде тема, вероятно, вызовет дополнительные вопросы к Порошенко в США.
На момент сдачи текста Обама не собирался встречаться с президентом Украины. Тем не менее у Порошенко уже согласованы встречи с вице-президентом США Джо Байденом. Политики не могут не обсудить конфликт на Украине и обмен Савченко. На кого — Порошенко, вероятно, расскажет в ближайшее время центральным американским СМИ.