Член комитета Госдумы по уголовному и гражданскому законодательству Рафаэль Марданшин внесет в пятницу законопроект, обязывающий судебных приставов восстанавливать исполнительный лист взыскателя в случае его утери.
Исполнительный лист выдается решением суда, и на его основании приставы взыскивают с ответчика деньги или имущество. Согласно пояснительной записке к законопроекту, нередко бывает, что подобные исполнительные документы теряются во время исполнительного производства.
«В таких случаях судебные приставы-исполнители отказываются самостоятельно обращаться с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа в уполномоченный орган», — говорится в документе. И взыскатель, который до этого судился месяцы, а то и годы, должен самостоятельно обращаться с заявлением о выдаче дубликата листа в орган, ранее выдавший этот документ.
«Судебные приставы периодически теряют исполнительные листы из-за высокой нагрузки. Но в этом случае исполнение судебного решения юридически невозможно», — говорит Марданшин.
Судебные приставы обязаны уведомлять взыскателей об утере исполнительных документов, написано в законопроекте. А истец сможет самостоятельно решать, восстанавливать ли их самостоятельно или возложить эту обязанность на приставов. Во втором случае у приставов будет пять дней, чтобы начать соответствующую процедуру.
Если взыскатель не воспользовался своими правами в течение 20 дней с момента уведомления об утрате исполнительного листа, то судебный пристав обязан сам обратиться в соответствующий орган с заявлением.
«Сейчас пристав имеет право, но не обязан восстанавливать исполнительный лист, даже если он пропал по его вине. Это неправильно, ведь если совершил ошибку, то ее надо исправить, уведомив взыскателя. Законопроектом предлагается ввести именно обязанность пристава восстановить исполнительный лист», — поясняет депутат.
«В службе судебных приставов довольно большая текучка кадров из-за небольших зарплат. А при увольнении дела передают другим сотрудникам. Вот в этот момент и происходит утеря документов. Мои коллеги сплошь и рядом сталкивались с подобным, — говорит управляющий партнер ООО «Эффективные бизнес ресурсы» Александр Журавлев. — Бывают случаи, когда исполнитель производства находится на Камчатке, а взыскатель в Москве. Тогда ему надо тратить деньги на перелет или на оплату своего представителя. Потом эти средства надо либо взыскивать, либо считать себе в убыток. В итоге из-за сложности в получении дубликата люди вообще не пытаются получить положенное».
По словам председателя коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, на практике потерянные документы находились лишь после обращения в прокуратуру.
Соруководитель проекта «Единой России» «Комфортная правовая среда» Игорь Судец говорит, что решением этой проблемы мог бы стать электронный документооборот.
«Получить исполнительный лист — целая история, восстановить — тем более. Настала пора вводить электронную передачу исполнительного листа из судов к приставам при наличии заявления о возбуждении исполнительного производства, по аналогии с системой документооборота арбитражных судов».
Исполнительный лист — это «достаточно защищенный документ», и его передача по электронным средствам связи сопряжена с рядом сложностей, возражает завкафедрой организации службы судебных приставов и исполнительного производства Российской правовой академии Министерства юстиции РФ Владимир Гуреев.
«Хотя автоматизированная информационная система судебных приставов и предполагает возможность электронного документооборота, конкретно по линии выдачи исполнительных листов это пока невозможно, — говорит Гуреев. — Это потребовало бы серьезной проработки вопроса с другими ведомствами».
«Представьте себе комнаты, заваленные коробками с делами. И вот, если пристав увольняется, уходит в отпуск или долго болеет, эти коробки начинают переносить из кабинета в кабинет его коллеги. Теряются не только листы, а целые производства», — рисует картину Корчаго.
В пресс-службе Федеральной службы судебных приставов (ФССП) пояснили, что у них нет статистики по утратам документов, хотя вопрос этот всегда находится «на контроле». «В случае установления факта утраты исполнительного документа, исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принимаются меры по его восстановлению в соответствии с приказом ФССП России», — говорится в ответе на запрос «Газеты.Ru». В случае же принятия судом решения об отказе в его выдаче судебный пристав-исполнитель уведомляет об этом взыскателя путем направления ему справки об утрате исполнительного документа. При этом разъясняется право взыскателя на обращение в суд с заявлением о выдаче дубликата документа.
В ФСС также считают, что проблема становится все менее актуальна в связи с переходом на электронное взаимодействие с ФНС России и ГИБДД и получением от них исполнительных документов в электронном виде. В качестве основных причин случаев утери исполнительных листов называют утрату «при пересылке почтой из одного подразделения приставов в другое, стихийные бедствия, пожары и другие объективные причины».
Владимир Гуреев тоже считает, что терять стали меньше, в чем заслуга электронного документооборота. «Начальники исполнителей и вышестоящие чины могут в режиме реального времени отслеживать ведение всех процессуальных документов» — говорит он.
Источник «Газеты.Ru», проработавший несколько лет в ССП, считает, что все дело в коррупции и ориентированности на показатели работы.
«Приставы получают небольшую зарплату в среднем по стране. И у тех из них, кто работает с крупными взысканиями, возникают соблазны. Должник приходит к нему и за минимальную мзду просит приостановить производство по данному делу. И вот тогда исполнительный лист может быть куда-то отправлен по почте, а потом затеряться», — объясняет он. Что касается показателей, то, по его словам, проще сразу листы потерять, чем возиться с взысканиями.
По его мнению, законопроект этих проблем не решит и лучше бросить силы на развитие электронного документооборота, чтобы у пристава было больше времени заниматься именно взысканиями, а не работой с бумагами.