«Я уже нахожусь в черных списках Кремля вместе с некоторыми другими коллегами из Европарламента, — заявил «Газете.Ru» Пятрас Ауштрявичюс, депутат Европарламента от Движения (Саюдиса) либералов Литвы. — Но это, конечно, не причина, из-за которой я обратился к мадам Могерини из Совета по международным делам ЕС в связи со «списком Савченко».
В среду 57 евродепутатов обратились к Федерике Могерини, верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности, с требованием создать новый черный список из граждан России и Украины. В нем 28 имен российских официальных лиц, включая президента РФ Владимира Путина, а также имя Игоря Плотницкого, лидера самопровозглашенной Луганской народной республики. Все они, по мнению европейских парламентариев, связаны с «незаконным судебным преследованием Надежды Савченко, гражданки Украины».
Евросоюз начал трогать
В письме евродепутатов на имя Могерини отмечается: судебный процесс против Савченко основан на сфабрикованных обвинениях и является нарушением международного права. Главная причина появления «списка Савченко» — это понимание, что ЕС не может бездействовать, когда разворачиваются подобные судебные процессы, считает Ауштрявичюс.
«Однажды ситуация в России изменится, российский народ получит доступ к власти и сможет задать Евросоюзу вопрос: почему ЕС так много лет не трогал тех, кто фабрикует дела наподобие дела Савченко, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Или тех, кто несет ответственность за ее похищение».
Летом 2014 года в СК РФ сообщили, что Савченко обвиняется в пособничестве в убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина. По версии следствия, участвуя в боевых действиях на востоке Украины в составе батальона «Айдар», она определила координаты группы журналистов и передала их украинским силовикам. В дальнейшем с использованием именно этих координат был произведен минометный обстрел, вследствие которого погибли журналисты.
Сама летчица утверждает, что она взята в плен ополченцами батальона «Заря» под Луганском, а затем была незаконно вывезена в Россию в результате сговора повстанцев и российских спецслужб. Савченко рассказала, что в «Айдаре» она занималась в основном эвакуацией раненых с поля боя и обучала личный состав подразделения. Тем не менее многие представители ополчения ЛНР утверждают, что Савченко лично причастна к пыткам пленных ополченцев.
Дело Савченко остается одним из самых болезненных вопросов в отношениях России и Запада по поводу Украины. Заключенная вновь объявила голодовку, и ее сторонники заявляют, что ее жизни угрожает опасность. В российских и украинских политических кругах обсуждается вопрос освобождения Савченко в ответ на освобождение захваченных Киевом российских военнослужащих. Однако, как отметила 9 марта официальный представитель МИД России Мария Захарова, любые переговоры такого типа могут быть возможны только после вынесения приговора.
Приговор по делу Савченко будет вынесен в конце марта. Предполагается, что он будет суровым — прокуратура просит приговорить украинку к 23 годам лишения свободы. Сама украинка, произнося в суде последнее слово 9 марта, заявила, что не будет обжаловать приговор. Однако не исключено, что через некоторое время Савченко может быть передана украинским властям для отбытия наказания на родине. Это подтверждают и сообщения в украинских СМИ.
В помощь россиянам
По словам евродепутата Пятраса Ауштрявичюса, разработанный при его участии «список Савченко» придерживается той же логики, что и американский «список Магнитского». В последний вошли 60 имен российских граждан, которые, по мнению авторов документа, были причастны к смерти адвоката Hermitage Capital Сергея Магнитского в СИЗО «Матросская Тишина».
«Список Магнитского» вступил в силу с одобрения конгресса США в 2010 году. Европарламент в том же году выпустил одобрительную резолюцию относительно этого списка, однако она не была юридически обязывающей. То есть страны ЕС до сих пор вольны решать, налагать санкции на фигурантов списка или нет.
В ответ на американские и европейские меры Россия составила свои, ответные черные списки с именами западных политиков.
Пятрас Ауштрявичюс отверг мнение западных скептиков о том, что экономические санкции и черные списки не только не подталкивают Россию к уважению прав человека, но и укрепляют нынешний политический курс Кремля на изоляцию от Запада. «По моему мнению, санкции работают», — уверен он. «Мы должны сделать все возможное, чтобы остановить криминализацию судов и власти в России, — добавил европейский политик. — Нравится нам это или нет, но санкции против тех, кто криминализирует Россию, — единственная возможность помочь простым россиянам».
В отличие от «списка Магнитского», который сосредоточился на россиянах, напрямую связанных с заключением Магнитского, в «списке Савченко» фигурируют высшие лица РФ.
Помимо Путина сюда вошли глава ФСБ Александр Бортников, глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, а также глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
В условиях давления
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что попытка создания «списка Савченко» недопустима и является вмешательством в судебный процесс. Аналогичным образом в российских политических кругах оценивают и критику дела Савченко, звучащую со стороны США.
Ранее госсекретарь США Джон Керри заявил, что руководство США считает процесс над Савченко проявлением неуважения к минским договоренностям, которые направлены на преодоление конфликта на востоке Украины.
Адвокат Марк Фейгин, один из защитников Савченко, считает, что высказывания западных политических деятелей не являются давлением на суд. «Это не давление на суд, это давление на Кремль, который нарушает ее права как иностранного гражданина», — сказал адвокат. Фейгин напомнил, что его клиентка является депутатом Парламентской ассамблеи Совета Европы, а Россия — член этой организации.
Заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин отмечает, что, несмотря на настроения части депутатов, парламент не принимает решения по санкциям.
«Их принимает Совет ЕС, то есть межправительственный орган, а ряд стран ЕС не горят желанием пойти на очередное обострение с Россией», — утверждает эксперт.
Впрочем, на данный момент настроения среди европейских дипломатов свидетельствуют о том, что ЕС не будет закрывать глаза на дело Савченко. По данным ТАСС, 9 марта 28 послов стран Евросоюза на плановом заседании в Брюсселе приняли решение продлить на полгода черные списки, ранее принятые против российских чиновников, а также руководителей самопровозглашенных ЛНР и ДНР. В общей сложности в списки входят имена 146 человек и названия 37 отечественных организаций.