Повод для визита сербского президента в Россию — присуждение Николичу награды Международного фонда единства православных народов. Политик заслужил ее «за выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов и продвижение христианских ценностей в общественной жизни», гласит официальная формулировка.
Фонд действует под эгидой Русской православной церкви, а попечительский совет премии возглавляет глава РПЦ патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который намерен встретиться с Николичем лично.
В четверг сербского лидера примет и президент России Владимир Путин. По официальной информации Кремля, темой встречи станут «перспективы стратегического партнерства» и углубление сотрудничества в политической и торгово-экономической сферах.
Победитель в «войне санкций»
Экономические отношения России и Сербии в последнее время действительно заметно улучшились. Страна сумела воспользоваться ухудшением взаимоотношений ЕС и РФ, нарастив экспорт на российском направлении. С начала «войны санкций» между Брюсселем и Москвой сербский экспорт продуктов питания вырос почти на 60%. Однако в прошлом году сербский экспорт пошел на спад. Одной из причин стало ослабление рубля в результате ухудшения экономической ситуации в России.
Россия пытается укрепить политическое влияние в Сербии, особенно на фоне приглашения в НАТО соседней Черногории, чему активно противилась Москва. Не меньшее беспокойство в руководстве России выражают в связи с углублением взаимодействия самой Сербии с Североатлантическим альянсом.
Официальный представитель МИДа Мария Захарова заявила в феврале, что НАТО навязывает Сербии стокгольмский синдром. «Мне кажется, это такой особый вид унижения, навязывание стокгольмского синдрома, когда они заставляют своих жертв себя полюбить и публично признаться, что они хотят к ним», — утверждала Захарова.
Дипломат напомнила, что недавно жертвами бомбардировок НАТО в Ливии стали сербские дипломаты. Они находились в плену у местной террористической группировки и погибли под авиаударами альянса. Военные НАТО были не в курсе, где радикалы удерживают сербских дипломатов.
Сербия начала активно взаимодействовать с Североатлантическим альянсом именно при Николиче, который до своего президентства был членом Сербской радикальной партии и выступал с противоположных позиций. Недавно президент подписал закон о сотрудничестве Сербии с НАТО.
Россия без статуса
В интервью ТАСС накануне визита Николич пояснил, что документ о сотрудничестве «ничего не значит» и связан с необходимостью совместной работы с альянсом в очистке части территории от боеприпасов и мин. Они остались там после боевых действий альянса против тогдашней Югославии.
«Только американская технология может спасти, — объяснял Николич. — Они поставили условие: они все сделают, но их люди должны быть защищены. Они будут иметь некий вид дипломатического иммунитета».
Президент Сербии добавил, что российская сторона, которая также занималась разминированием сербских районов, могла потребовать для своих военных такого же статуса, что и США, однако этого не сделала, и «шанс был упущен».
Почему для России нельзя заключить подобный договор сейчас, Николич не пояснил.
Политик также рассказал, что Сербия не хочет быть членом ни одного военного союза и заняла «позицию полного нейтралитета». Эксперты отмечают, что такая позиция напоминает внешнюю политику югославского лидера Броза Тито, которая позволяла ему в годы «холодной войны» балансировать между Востоком и Западом. Однако в сегодняшних условиях Сербии будет все сложнее маневрировать. После вступления Черногории в НАТО Сербия фактически будет окружена государствами – членами альянса.
Предвыборный визит
Визит Николича в Москву пройдет за месяц до внеочередных парламентских выборов в стране, которые, как заявил недавно премьер страны Александр Вучич, определят дальнейший вектор развития страны. «Выборы покажут, станет ли Сербия к 2020 году современной и европейской страной или вернется в прошлое, к внутренним конфликтам и плохим отношениям в регионе», — сказал он, заверив, что «не будет никаких компромиссов, когда речь идет о будущем Сербии».
Как и Николич, премьер Вучич является сторонником вступления Сербии в ЕС. Для страны это пока далекая перспектива, однако Сербия уже вступила в ассоциацию с Евросоюзом.
Западные СМИ утверждают, что с помощью досрочных выборов Вучич хочет еще больше укрепить власть своей правоцентристской Сербской прогрессивной партии (СНС), у которой сегодня парламентское большинство. В своей недавней статье The New York Times характеризует Вучича как бывшего националиста, «ставшего прозападным либералом, выступающим за более близкие отношения между Европой и США».
В то же время, несмотря на движение сербской политической элиты в сторону Запада, визит создателя СНС Николича в Москву можно рассматривать как попытку продемонстрировать электорату своеобразную поддержку со стороны Путина перед выборами. Российский лидер очень популярен в Сербии, где до сих пор ценят братские отношения между двумя странами. Очевидно, Кремль также стремится укрепить влияние в этой балканской стране.
В ходе переговоров Николича и Путина, как ожидается, будет затронyта тема статyса российского гyманитарного центра в Сербии. Москва хочет наделить его сотрyдников дипломатическим статyсом.
В ожидании радикалов
Впрочем, помимо СНС у Москвы есть еще один перспективный союзник в Сербии. К местным выборам активно готовятся и националисты из Сербской радикальной партии Воислава Шешеля, в прошлом соратника президента Николича. Сам Шешель выступает за вхождение Сербии в Таможенный союз и ОДКБ. В недавнем интервью «Газете.Ru» Шешель рассказал, что его партия рассчитывает на получение более 20% голосов избирателей.
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер считает, что России не стоит ждать и каких-то потрясений от грядущих парламентских выборов в Сербии. По мнению эксперта, если они состоятся, то только для большей консолидации власти в руках премьер-министра страны Александра Вучича и его борьбы с оппозицией.
По словам Брутера, вхождение страны в НАТО или ЕС в ближайшее время ждать не стоит, а значит, и российские лидеры не слишком обеспокоены этими факторами. «Эти моменты можно просто игнорировать, и Россия их просто не замечает», — считает эксперт.
Однако, по мнению Брутера, у политических отношений двух стран, в отличие от экономических, перспектив нет.
«Россия для Сербии не является политически значимым государством, а сама Сербия не играет большой роли в Европе. Ни мы, ни они не смогут способствовать достижению целей друг друга», — считает эксперт.