«Петр Великий, Александр II, Иосиф Сталин», — имена российских лидеров, громогласно прозвучавшие на английском языке из уст посла США в России Джона Теффта, как будто застыли в воздухе. Казалось, все трое войдут и усядутся в зале резиденции посла в Спасо-Хаусе.
Теффт называл имена тех российских исторических фигур, чьи подписи остались на уникальных документах, которые США возвращают обратно в Россию. По словам дипломата, это удалось в результате тесного сотрудничества между американскими и российскими следователями. Теффт отметил, что, несмотря на проблемы в отношениях, правоохранительные органы США и России продолжают работать вместе, а американцы — ценить русскую историю и культуру.
По левую руку от посла был выставлен рисунок советского архитектора-авангардиста Якова Чернихова. Это также был один из похищенных исторических экспонатов, возвращенных в российские архивы следователями Департамента Национальной Безопасности.
Офицер из Вашингтона Лукас Грант, который участвовал в расследовании дела о похищении, признался «Газете.Ru», что рисунки авангардиста поразили и его. «Они просто за гранью всякого воображения», — сказал он.
«Политика не мешает»
Грант произнес на церемонии эмоциональную речь. Упомянув об одном из похищенных экспонатов — указе Петра, он рассказал, что американские следователи потратили пять лет чтобы возвратить его в Россию. «Изначально даже не было известно, что документ был похищен. Он был заменен копией», — рассказал офицер Грант. По его словам, американские и российские правоохранители продолжат сотрудничество. «Политика нам не мешает», — подчеркнул офицер.
Фрагменты российского архива были обнаружены министерством внутренней безопасности США во время расследований 2006–2012 годов в Чикаго, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Среди бумаг — именные указы русских монархов: Анны Иоанновны, Петра I, Елизаветы Петровны, Павла I, Александра I и Александра II.
Есть также приказ 1944 года с подписью Иосифа Сталина о преобразовании 1 Отдельного авиационного полка гражданского воздушного флота в гвардейский авиационный полк.
Документы похитил российский гражданин Владимир Файнберг, который впоследствии переехал в Израиль. Российские власти безуспешно пытались добиться его выдачи, однако израильтяне отказались пойти на этот шаг. Общая стоимость архива оценивается в $24 млн.
Наибольший интерес для историков представляет документ за подписью русского императора Петра I. Именной указ от 3 апреля 1715 года посвящен выплатам содержания иноземным офицерам на российской военной службе. Документ был похищен из Российского государственного военного архива и заменен копией. Оригинал, как отмечают сотрудники американского посольства, был обнаружен в городе Рено (штат Невада) у одного из коллекционеров, который собирался выставить его для обозрения в одном из музеев Сан-Франциско.
Известно, что при Петре I на русской военной службе было немало офицеров из стран Европы, которые являлись проводниками военных реформ в стране. В справке, подготовленной директором Российского государственного исторического архива Сергеем Чернявским для посольства США, отмечается уникальность документа, так как он был собственноручно подписан русским царем и является «особо ценным документальным источником» для изучения военной истории России.
Петр и Путин
В США личность Петра I вызывает большой интерес у историков. Здесь хорошо известна книга Роберта Масси «Петр Великий. Деяния самодержца», написанная в 1981 году. В 2005 году, беседуя с журналистами перед поездкой в Россию, президент США Джордж Буш рассказал, что «заканчивает читать» книгу Масси, которая считается одной из лучших западных биографий первого российского императора.
В разгар событий на Украине американские историки обращались к личности Петра, чтобы объяснить смысл действий президента Владимира Путина.
В интервью The Washington Times в 2014 году профессор Корнельского университета Барри Страус отмечал, что Путин «следует традиционной экспансионистской политике России времен Петра Великого».
Директор Института глобальных интересов в Вашингтоне Николай Злобин отмечает, что интерес к Петру I в США действительно велик. «В США считают, что он открыл России окружающий мир и сделал ее частью Европы. Но интерес больше какой-то лубочный, экстравагантный — дескать, был такой прикольный парень на Руси. В Америке больше серьезного интереса к Екатерине Великой», — говорит он.
Среди других документов, которые были переданы российским музейщикам, указ императора Павла I о пожаловании графа Карлу Нессерольде. Сын немецкого дипломата Нессельроде служил в российской армии при Павле I, однако его дипломатическая карьера началась при Александре I. Царь Александр I особенно ценил Нессельроде, сделав его уполномоченным от России на Веронском конгрессе Священного Союза — консервативного блока, созданного Пруссией, Австрией и Россией для поддержания международного порядка. Затем Нессельроде стал министром иностранных дел. Занимал он этот пост целую эпоху — почти 40 лет. Ретроград и бюрократ Нессельроде заслужил нелестные отзывы у современников и потомков. Писатель Лесков в своем «Левше» обыгрывал его титул и фамилию как «граф Кисельвроде».
Сын Николая Александр II с позором отправил Нессельроде в отставку после поражения России в войне с Турцией в Крымской войне 1853–1856 годов. Самого Нессельроде обвиняли в том, что в последние годы нахождения на службе он фактически привел Россию к международной изоляции.
Императорская дружба
США вернули и указ императора Александра II Освободителя. Именно при его правлении Америка и Российская империя значительно укрепили свои отношения. Во время Гражданской войны в США Александр II направил к американским берегам две военные эскадры. Этот морской поход рассматривался в то время как жест помощи американским «северянам», которые опасались, что на помощь их противникам-«южанам» придут Англия и Франция.
«Александр II уговорил англичан не совать свой нос в США, и Англия, которая не хотела конфликта с Россией, оставила Америку в покое», — рассказывает американский поэт и переводчик Джулиан Генри Лоуэнфельд.
Россия со своей стороны была благодарна правительству США за ее нейтральную позицию в Крымской войне. «Америка оказала нам прямо или косвенно больше услуг, чем можно было ожидать от державы, придерживающейся строгого нейтралитета», — писал в середине XIX века тогдашний глава МИД России князь Александр Горчаков.
Известно, что Александр II состоял в дружеской переписке с американским президентом Авраамом Линкольном, хотя оба государственных деятеля никогда не встречались. Они не только обменивались посланиями о видении ситуации в мире, но и поздравляли друг друга с праздниками и рождением детей.
Историки часто проводят параллели между Линкольном и российским императором — оба были реформаторами и отменили «крепостное право» в своих странах. Более того, оба стали жертвами покушения.