В четверг в столицу Бельгии прибывают лидеры стран – членов ЕС, чтобы обсудить условия, на которых Великобритания готова остаться в составе союза. В семь часов вечера запланирован рабочий ужин на тему миграционного кризиса в Европе.
Если к этому времени британско-европейского соглашения достичь не удастся, переговоры продолжатся до поздней ночи и возобновятся в пятницу утром — в ходе «английского завтрака», тоже рабочего.
Если премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону удастся заключить сделку с остальными европейскими лидерами, в тот же день в Лондоне состоится срочное заседание кабинета министров. На нем должна быть согласована позиция о сохранении Великобритании в составе Евросоюза, хотя никто не гарантирует, что министры выскажутся в поддержку этой идеи.
В квадратных скобках
Рано утром 18 февраля британское издание The Guardian обнародовало «утечку» — предварительный проект договора, который будет обсуждаться в Брюсселе. Несмотря на заверения целого ряда европейских политиков, включая председателя Европейского совета Дональда Туска, что стороны «достигли значительного прогресса», ставший достоянием прессы документ говорит об обратном.
По данным The Guardian, в документе не зафиксировано единой позиции ни по одному из главных пунктов повестки. Все требования, которые Лондон выдвигал изначально, до сих пор включены в квадратные скобки, то есть до сих пор находятся в стадии рассмотрения.
Лондон требует от ЕС уступок по четырем пунктам. Главный — требование сократить социальные гарантии для всех трудовых мигрантов в ЕС. В частности, отменить все соцпособия этим людям на четыре года после прибытия на территорию принимающей страны. По мнению британских властей, это отпугнет солидную часть мигрантов с Ближнего Востока и из Северной Африки, стремящихся попасть в ЕС именно из-за щедрых пособий.
Против этого выступают «молодые» члены ЕС из Восточной Европы: Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. Дело в том, что в этих странах трудовая миграция в Западную Европу распространена чрезвычайно широко, и это составляет важную долю местного экономического роста.
Другое предложение Кэмерона — гарантировать поддержку не только евро, но и национальным европейским валютам — столкнулось с сопротивлением Франции. Страна не хочет, чтобы Лондон оставался самым экономически важным городом Европы, и предпочла бы перенести этот центр в Париж.
Третье и четвертое требования Лондона вызывают вопросы у европейского руководства в Брюсселе. Великобритания настаивает на расширении полномочий национальных парламентов, чтобы дать им возможность отменять решения, принимаемые на уровне всего Евросоюза. Также Кэмерон требует исключить Великобританию из дальнейших интеграционных процессов внутри ЕС.
Если на этот раз Кэмерону не удастся договориться с партнерами из ЕС, то следующий раунд переговоров состоится 17 марта.
Как заявил «Газете.Ru» профессор Лондонской школы экономики и эксперт центра Chatham House Ян Бегг, и Кэмерон, и Брюссель хотели бы договориться перед лицом миграционного кризиса и давления со стороны консервативных сил. Идею европейских реформ и уступок Великобритании накануне поддержала и канцлер Германии Ангела Меркель. Однако все это не гарантирует сохранения Великобритании в составе ЕС.
Помощь из-за океана
Британский премьер-министр скован своим предвыборным обещанием провести референдум о выходе из ЕС до 2017 года. По предварительному плану голосование пройдет 23 июня. Задача Кэмерона — убедить британцев, что в ЕС им будет лучше, чем вне его рамок. Соглашение с Евросоюзом стало бы мощным аргументом в пользу доводов политика.
Другим аргументом, по мнению официального Лондона, должен стать визит президента США Барака Обамы в Великобританию, который пройдет этой весной. На прошлой неделе председатель комитета сената США по международным отношениям Боб Коркер подтвердил: Обама принимает приглашение Кэмерона и собирается посвятить визит именно теме британского членства в ЕС.
Члены американского сенатского комитета в принципе считают правильным, если Обама поддержит решение Кэмерона оставить Великобританию в ЕС на условиях реформ. Но есть тонкий момент: президент США может «перегнуть палку» и все испортить.
Джулиэнн Смит, бывшая советница вице-президента Джо Байдена по вопросам национальной безопасности, сформулировала это так: «Если мы заключим в медвежьи объятия наших друзей в Лондоне, подчеркнем важность сохранения ЕС и сделаем это чересчур публично, это может привести к обратным результатам».
Рассуждения Обамы о пользе ЕС уже вызывали возмущение в Лондоне. В прошлом году, после интервью американского президента изданию The Washington Post, слова Обамы раскритиковал Джон Редвуд, член британского парламента от Консервативной партии. По его словам, американскому лидеру сначала стоило бы заключить соглашение между США и южноамериканскими странами, которое открыло бы все границы между ними, а также заставило бы Вашингтон координировать свою политику, например, с Мексикой, Кубой или Бразилией.
«Если бы это сработало, такая ситуация давала бы Обаме больше морального права учить нас, как сохранять единые границы с Восточной Европой, как тратить деньги на нужды Греции и вводить законы, которые хотят в Германии, но не хотят у нас», — заявил британский политик.
Британский таблоид Daily Mail в преддверии брюссельского саммита припомнил Обаме еще одно заявление, которое тот сделал журналистам ВВС в прошлом июле. Президент США тогда заявил, что сохранение Великобритании в составе Евросоюза дает Вашингтону «больше уверенности в силе трансатлантического союза». «Мы хотим быть уверены, что Соединенное Королевство сохраняет нынешнее влияние, поскольку мы верим, что наши общие ценности правильные», — добавил Обама.
«Не означает ли это простое желание сохранить близкого союзника внутри Евросоюза и использовать его для своего влияния, что так характерно для внешней политики США?» — задается вопросом журналист Daily Mail Доминик Лоусон.
13 февраля госсекретарь США Джон Керри заявил, что страна «хотела бы видеть сильную Великобританию в составе сильного Евросоюза». Однако к тому времени уже всем в Европе было очевидно, что это лишь фигура речи.
Если Брюссель пойдет на уступки Лондону, это станет ударом по централизации ЕС и сильно ослабит его политику как единого союза.
Без Великобритании Евросоюз потеряет мощнейшего политического и экономического регионального игрока, что тут же отразится на авторитете всего ЕС. Кроме того, это запустит неконтролируемый центробежный процесс по всей Европе. Он может вылиться в череду референдумов на выход не только из ЕС, но и из национальных государств. Наиболее очевидные из них — это испанская Каталония и британская Шотландия, которая в 2014 году уже пыталась выйти из состава Соединенного Королевства.
Для США, впрочем, это не выглядит большой проблемой.
По мнению колумниста британской The Guardian Саймона Дженкинса, в случае дезинтеграции ЕС Великобритания потеряет все прежнее влияние и выберет единственный курс из возможных в этом случае — проамериканский.
Помимо этого дополнительный вес получит и НАТО, единственная организация, объединяющая ЕС в военном отношении, лидерство в которой также сохраняет Вашингтон.
Ситуацию вполне можно сравнить с известной фразой, пришедшей в мировой лексикон из комментария к футбольному матчу: «В футбол играют 22 человека, а побеждают всегда немцы». Кстати, автор этой фразы тоже британец. Бывший нападающий сборной Англии Гари Линекер ныне работает телеобозревателем на «Би-би-си».