Несмотря на то что в законопроекте ни разу напрямую не упоминается Россия, его авторы не скрывают направленности непосредственно на ограничение показа российского телепродукта на украинском ТВ. «Украина сегодня не имеет права допускать присутствия, а тем более тотального доминирования российского информпродукта в собственном информпространстве. Украина строит свое культурное и информационное пространство в соответствии с европейским. Но российские ценности и информпродукты не соответствуют европейским ценностям, поэтому квотирование телевизионного продукта должно быть защитой от информационной атаки со стороны России, для которой информационная сфера — это сфера манипуляций, а не свободы слова, плюрализма, конкуренции мыслей», — поясняет свою позицию автор законопроекта Виктория Сюмар.
Что же предлагает законопроект? Во-первых, он устанавливает квотирование. Согласно документу, передачи европейского производства, а также США и Канады должны составлять не менее 70% общего недельного объема вещания, в том числе не менее 50% общего недельного объема вещания — передачи украинского производства.
Фактически это означает, что квота на произвольную телепродукцию, куда входит и российский контент, составляет всего 30%.
Но в эти же 30% входит и любой другой телепродукт, произведенный за пределами Европы, США и Канады, а это и сериалы из Бразилии, и кино из Индии, и телешоу из Кореи и т.д.
Во-вторых, «передачами европейского производства» считаются программы, созданные одним или несколькими юридическими лицами — резидентами государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. «В случае если передача создана по заказу или при участии одного или нескольких юридических лиц — резидентов государства, признанного Верховной радой Украины государством-агрессором и/или государством-оккупантом, такая передача не может считаться передачей европейского или украинского производства», — говорится в законопроекте.
Отсылка к конвенции — хитрая, но не до конца продуманная уловка. Европейская конвенция — это документ от 1989 года, который устанавливает базовые принципы работы ТВ, или «минимум общих правил в таких областях, как содержание программ, реклама, спонсорство и защита некоторых прав личности».
По большому счету она не так сильно влияет на ситуацию в сфере ТВ в Европе, тем более ее подписали не все европейские и соседние страны. Например, ее до сих пор не подписали Андорра, Армения, Азербайджан, Бельгия, Дания, Исландия, Ирландия и Монако. Подписали, но не ратифицировали документ Грузия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Россия и Швеция.
В свете предлагаемых изменений в законе очевидно, что все перечисленные страны автоматически становятся теми, что не выпускают «передачи европейского производства». И хотя очевидной целью авторов законопроекта было ограничение показа российского контента на украинском ТВ, в итоге это ударит и по совместным проектам украинского продакшена с Грузией и Арменией, с которыми у телепроизводителей не только хорошие отношения, но и совместные проекты в производстве. К тому же украинский телезритель будет существенно ограничен в просмотре — например, любимых греческих сериалов.
Эти ограничения касаются не только текущих и будущих проектов, но и тех, что уже есть в библиотеках телеканалов и права на повторные показы которых давно выкуплены.
Неудивительно, что предлагаемые изменения вызвали большой резонанс на украинском телерынке, который до сих пор тесно сотрудничает с российским. Сложно найти сериал или фильм украинского производства, в котором бы не принимали участия российские актеры, режиссеры, другие участники съемочной группы или капитал. И наоборот, украинцы по-прежнему участвуют в российских теле- и кинопроектах. Если же законопроект найдет поддержку у депутатов, этому сотрудничеству наступит конец или производителям придется искать обходные пути либо же других партнеров.
Учитывая, что других стран — партнеров для производства русскоязычной продукции в принципе не так уж много, а их число еще больше сузится из-за предлагаемого законопроекта, такие радикальные идеи не всем пришлись по душе. «Телеканалы убыточны и дотируются акционерами. В этой ситуации сделать качественный проект крайне сложно», — говорит генпродюсер группы компаний Star Media Владислав Ряшин. Он направил свое обращение в парламент и экспертный совет Украинской телевизионной академии, призвав отклонить законопроект.
Остается открытым вопрос, каким образом регулятор будет отслеживать, сколько телепродукции вне квот показал тот или иной канал, и как вообще определять, подлежит ли квотированию этот продукт. В нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания пока не могут сообщить, как это будет происходить.
Каналы считают, что речь идет о цензуре.
Чтобы избежать этого, директор медиахолдинга «Медиа Группа Украина» Евгений Лященко предлагает разграничивать пропагандистский контент и сугубо развлекательный независимо от страны производства. «Я категорически против обобщения», — поддерживает коллегу Владислав Ряшин. В качестве примера телепродюсеры приводят сериал «Madam Secretary», по сюжету которого госсекретарь США на тайной встрече с украинским президентом договаривается о предоставлении восточным областям Украины автономии, а когда план проваливается, отказывается помочь украинскому президенту с предоставлением военной помощи.
«Наша задача, чтобы зрители получали качественный контент независимо от запретов и изменений. Понятно, что качество контента на сегодня упало», — признает Лященко. Произошло это вследствие истории годичной давности, когда был установлен запрет на показ российских сериалов и кино, снятых после 1991 года, которые прославляют российские и советские правоохранительные органы, армию, государственные символы России, и фильмов с антиукраинским контекстом. Спустя год, по словам заместителя главы нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Украины Ульяны Фещук, показ российского продукта упал в три-четыре раза.