Первая встреча главы МИД России и главы Госдепа США в этом году имеет важнейшее значение: обе стороны будут обсуждать вопросы предстоящей на следующей неделе встречи представителей оппозиции и правительства страны 25 января в Женеве.
Как заявила ранее официальный представитель МИДа Мария Захарова, есть надежда, что встреча «добавит конструктива общему процессу сирийского урегулирования».
В свою очередь, официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби заявил накануне переговоров, что США намерены устранить все разногласия, которые существуют у обеих стран по Сирии до 25 января. «Нет ничего плохого в том, чтобы вести эти обсуждения, чтобы честно излагать друг другу, как мы видим будущее», — сказал Кирби.
США и Россия договорились о том, что встреча правительства и оппозиции пройдет без предварительных условий. В настоящее время консультации с представителями оппозиционных групп проводит специальный посланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, который должен завершить свои совещания со всеми участниками урегулирования.
Одной из главных проблем переговоров остается ситуация с формированием списков оппозиционных групп, а также тех организаций, которые можно назвать террористическими.
В российском внешнеполитическом ведомстве хотят, чтобы ответственные за составление списков представители иностранных государств усилили работу в этом направлении.
Дипломаты отмечают, что это является одной из ключевых деталей переговорного процесса. Ранее постпред России Виталий Чуркин заявил, что в случае, если списки не будут согласованы, это ставит под вопрос встречу в Женеве.
При этом согласовать списки довольно сложно — это признают все игроки в Сирии, так как страна практически превратилась в поле битвы для самых разных боевых групп, которые то сражаются друг против друга, то заключают временные союзы. «Террорист для одного, спаситель для другого», — характеризует «Газете.Ru» ситуацию один из бывших американских дипломатов, работавших в регионе.
На первый взгляд более «выигрышной» смотрится позиция России — она находится в Сирии по приглашению законного правительства и опирается на регулярные сирийские войска, которые ведут наземные операции против исламистов.
Однако на стороне России в Сирии де-факто воюет ливанская шиитская группировка «Хезболла», которую во многих странах считают террористической. В свою очередь, против Асада борются несколько радикальных исламистских группировок, помощь которым оказывают Турция, Катар и Саудовская Аравия.
Важным предметом дискуссий между США и Россией является вопрос судьбы президента Сирии Башара Асада.
США и Россия пока не договорились о том, какую роль должен играть в переговорах с оппозицией президент Асад. США уже не требуют немедленного ухода сирийского лидера от власти, однако хотят, чтобы Россия употребила свое влияние на Асада. «Мы знаем, что Россия имеет влияние на режим, и мы хотим, чтобы они использовали свое влияние на режим Асада, чтобы запустить венский процесс», — сказал Кирби.
Речь идет о подписанных в Вене документах, которые определяют формирование переходного правительства страны с участием представителей власти и оппозиции, а также о написании новой конституции и проведении новых выборов уже в начале 2017 года. Глава МИД России Лавров заявил по итогам венских переговоров в ноябре прошлого года, что венские переговоры не исключают участия Асада в президентских выборах в стране.
Правда, в недавнем разговоре с журналистами Bild президент России Владимир Путин впервые ответил на вопрос о возможности предоставления убежища сирийскому лидеру, сказав, что это «пока несвоевременно».
Встреча глав внешнеполитических ведомств пройдет несколько дней спустя после фактического выхода из изоляции Ирана, с которого несколько дней назад были сняты многолетние американские и европейские санкции. Это обстоятельство дает большие возможности для иранской дипломатии, в том числе в переговорах с европейскими странами, которые, как и США, участвуют в операции против ИГ (организация запрещена в России), запрещенной в России, в Сирии.
Керри и Лавров на встрече, очевидно, будут учитывать этот фактор в переговорах, так как влияние Ирана, политического и военного спонсора сирийского режима, может значительно возрасти. Известно, что Иран обладает в Сирии гораздо более сильными позициями, чем США и Россия. Иран потратил огромные средства на поддержку президента Асада и надеется получить в связи с этим серьезное влияние на Сирию после урегулирования, однако в случае, если нефтяные цены упадут сильнее, это может ухудшить иранские позиции, отмечают эксперты.
Вне зависимости от договоренностей между Россией и США по Сирии определяющую роль в конфликте сегодня играет террористическая группировка ИГ, которая ведет войну в Сирии против всех: и Асада, и его союзников, и США, и американских партнеров по коалиции.
Несмотря на бомбардировки объектов джихадистов как Россией, так и США и их союзниками, добиться коренного перелома пока не получилось. Войскам Асада при поддержке России удалось освободить несколько небольших населенных пунктов, но ключевые города страны по-прежнему остаются в руках террористов.