— В Киеве говорят, что вы сделали громкое заявление на форуме «Восстановление Донбасса» («Восстановление Донбасса» — украинский проект Александра Клименко, беглого министра налогов и сборов при экс-президенте Януковиче. — «Газета.Ru») о том, что президент Украины Петр Порошенко не говорит правду обществу и война на Востоке может закончиться за полгода. Правда говорили?
— Ну, это не совсем так. Я хожу на все площадки, где возможен диалог по Донбассу, и разговариваю на эти темы со всеми. У нас есть «дорожная карта», нравится или не нравится она кому-то, но другой нет. И она акцептована западными странами и подтверждена президентом Украины. И если Петр Порошенко ее подписал, значит, и взял на себя политическую ответственность. Он, конечно, не согласовал эту «дорожную карту» с Верховной радой, но политической ответственности это не снимает.
Есть утвержденный согласованный план, и поэтому сейчас важно нашему президенту говорить честно и откровенно. Проговаривать со всеми все возможные варианты наступления мира на востоке Украины.
Меня сейчас больше всего волнует ощущение, что конфликт замораживается. Президент наш говорит: «Россия, Россия, Россия!» А Россия, к которой сейчас примкнули Франция с Германией, говорит: «Подождите, вы же не делаете свою часть!» И поэтому мы перепасовываем сейчас, как мяч, вину за то, что не двигается минский процесс, а важно понять одну простую вещь: у нас, у Украины, есть важные обязательства — принять три закона до конца года. И при этом я не понимаю, как это может случиться! Скорее всего, вокруг них нет консенсуса. Но при этом же никто и не ведет работу в парламенте, президент не пришел, не рассказал, не убедил! Здесь должна быть его активность, и эту работу за него никто не сделает.
Я и сам готов помогать в этом деле Петру Порошенко, понимая, что если не будет реализовываться согласованный Западом сценарий «дорожной карты», то тогда в результате политики замораживания весной мы получим новую вспышку войны. Такое мое понимание ситуации. Дай бог, чтобы я ошибался.
— А вы верите, что сценарий мира возможен? Что Россия пройдет свою часть пути?
— Давайте выполним свою часть, «забьем шар в их лузу» и посмотрим, что будет дальше. Конечно, этот сценарий не устраивает боевиков, но тут уже Запад будет вести работу с Россией, чтобы выполнялись все пункты, большая роль ОБСЕ по отслеживанию ситуации. Но сейчас нужно просто принять три пункта. Украина взяла обязательство по Минску-2, чтобы парламент принял законы об амнистии, о выборах и особом статусе этих территорий. Это никто не отменял, нравится кому-то это или нет. Мне, может, тоже не нравится, но делать надо.
Ожидается, что эти законы будет рассматривать и принимать украинский парламент. А он их даже не рассматривает, законопроекты комитеты не прошли! У нас комитеты — это точка, которая может ситуацию только накалить, но другого пути нет!
— У вас есть контакты на противоположной стороне?
— Сейчас вынужденно опять есть.
Вы знаете, что в Донецк опять не пускают организацию «Врачи без границ»? Почему? Невозможно объяснить! Но то, что они говорят, по-настоящему пугает.
На сегодняшний день по той информации, что дали нам представители «Врачей без границ», там катастрофическая ситуация в некоторых тюремных заведениях, где очень высокая степень заболеваемости туберкулезом. Если этим не заниматься, то мы можем в ближайшее время получить вспышку туберкулеза, и это может грозить всему населению Донецкой области. И это очень опасно!
Кроме того, там есть проблема роста числа ВИЧ-позитивных и вообще с медициной плохо. Есть города, где «скорая» выезжает только на огнестрельные ранения. Я на постоянном контакте с Алчевском, так там именно так. Ишемической болезни, инсультов там «не существует», это личные проблемы выживания самих жителей. Нужно стучать в колокола!
— Вы уже знаете, кому будете звонить?
— Ну, это закрытая информация. Но на российской стороне хватает умеренных и просто умных.
Туберкулез не знает границ, если проблемой не заняться, эпидемия пойдет и в Россию тоже.
— Я знаю, что в Верховной раде есть законопроект о введении блокады оккупированных территорий...
— Законопроект о блокаде Донбасса — это возмутительно! Он вряд ли будет принят, но тут сам факт нехорош. Кто-то хочет понравиться электорату, далекому от зоны конфликта и не понимающему, что тут происходит. Мне кажется, это больше проект «Сомопомощи», и в нем никакой гуманности, никакой человечности, никакого понимания, что лечит, а что, наоборот, раздирает. У нас, к сожалению, политики не научились заниматься склеиванием страны, а снова пытаются ее раздирать. Потому что вот этими блокадами они создают новую зону раздражения и невосприятия Украины.
— А как с энергетической блокадой Крыма тогда?
— Нет, Крым — это аннексированная территория, с ней все понятно, и инструментарий там совершенно другой. А что касается Донбасса, то он как раз неаннексированная территория, и сегодня говорить, что его захватила Россия, конечно, можно, но только сама Россия это не подтверждает, хотя и кормит их при этом. Но тут же надо понимать, что там сейчас 4 млн человек, 10% населения страны! Так что мы теперь ради своих политических амбиций 4 млн человек оставим без будущего? Как к этому можно так относиться? Какие сигналы мы подаем тем, кто там ждет восстановления единства Украины? «Украина вас бросила, и выживайте, как хотите! Адаптируйтесь к той среде, которая сейчас есть на ваших территориях, и каждый сейчас спасает свою шкуру, как может!» — вот как сейчас это звучит.
Я уверен, что наш парламент не примет закон о блокаде Донбасса, но законопроект, который уже зарегистрирован, говорит в первую очередь о том, что мы в Верховной раде не научились быть созидательными. Снова политические преференции выше здравого смысла.