Студент одного из бухарестских вузов Влад Марку в надвинутой на глаза вязаной шапочке стоит посреди Университетской площади с рукописным плакатом с надписью «Политика на службе у народа». Рядом его приятели по университету. Они шутят друг с другом, но на самом деле здесь все серьезно. «Люди хотят остаться в Румынии, но где? Вместо университетов строят торговые центры», — говорит Марку корреспонденту «Газеты.Ru».
Такое же настроение у студентки медицинского вуза Теодоры. На ней кокетливая шубка из искусственного меха и очки, как у Ксении Собчак. «Мне бы хотелось, чтобы у докторов были достойные условия, чтобы пенсию старикам платили», — делится она.
Площадь заполнена разношерстной толпой, состоящей в основном из молодых людей.
Их около 10 тыс., у многих в руках национальные флаги, кто-то держит наспех сделанные плакаты, где огромными буквами написано слово, понятное и без перевода: «Коррупция».
Коррупция в Румынии действительно достигла немыслимых масштабов — об этом не говорит разве что ленивый.
На открывшемся в среду медиафоруме Юго-Восточной Европы маститые румынские журналисты кто во что горазд клеймили продажных издателей своих же собственных газет и цитировали материалы прокуратуры о том, что фонды влиятельных СМИ пополняются из «средств мафиозных структур».
Согласно прошлогоднему исследованию Европейской комиссии, в расцвет коррупции верят 93% жителей страны, а теневая экономика составляет 30% ВВП. Согласно этому же исследованию, 25% румын признались в том, что на регулярной основе дают взятки за какие-либо услуги.
Миниатюрная девушка по имени Андрэя тоже держит в руках плакатик про коррупцию. На вид Андрэя похожа на ребенка, но говорит, что собирается стоять до конца. «Я ничего не боюсь. Пусть разгоняют», — заявляет она и протягивает корреспонденту «Газеты.Ru» листовки, посвященные недавнему пожару в ночном клубе Colectiv, где погибли 32 человека, а еще 150 находятся в тяжелом состоянии.
Казалось бы, не связанный с коррупцией пожар стал для местной молодежи последней каплей — под давлением многотысячной толпы в отставку уже ушел премьер-министр страны Виктор Понта. Однако собравшимся этого мало. «В первый раз румынское общество увидело наглядную связь между коррупцией и смертью», — констатирует редактор бухарестского издания Hotnews Дан Тапалага. После того как случилась трагедия, вышедшие на улицы люди заявили, что в происшедшем виновата коррупция, и призвали наказать ответственных за это лиц.
Многотысячный митинг в тени огромного здания — построенной еще во времена Чаушеску гостиницы «Интерконтиненталь» — лишь отдаленно похож на украинский «майдан». Никаких палаток здесь нет — погода еще теплая, все стоят на ногах, переговариваются между собой, периодически дудят в дудки и вувузелы и лишь иногда дружно начинают скандировать: «Воры! Воры!»
Через некоторое время толпа замолкает, смолкают и звуки вувузел, и становится слышен лишь скрип цепи небольшой ограды на площади. На цепи, как на качелях, катается малыш в желтой курточке. Другой малыш гладит развалившуюся на асфальте чью-то собаку, пока его мама расправляет смятый плакат.
За исключением редких жандармов, которые стоят на почтительном расстоянии от толпы, властей не видно, нет здесь и лидеров. Ораторы тоже не выступают.
Люди демонстрируют полное презрение к авторитетам и, смеясь, рассказывают о местном патриархе, который так и не приехал почтить память погибших во время пожара. «Денег мы ему не заплатили, вот и не прикатил он к нам на своем авто», — говорит один из парней в шапочке с надписью «Boy».
«Мы вышли на улицу не для того, чтобы сменить власть, а чтобы сменить систему», — рассказывает корреспонденту «Газеты.Ru» еще один молодой человек. Сзади него мелькает плакат, похожий на привет с Болотной площади: «Ни одна партия нас не представляет».
«Хотим спасительную политику, а не заразную политику» — надпись на другом плакате. Словно в подтверждение этих слов рядом кто-то громко и пронзительно чихает.
Демонстрации подобного рода в Румынии, которая, несмотря на определенный прогресс, остается одной из самых бедных стран Европы, уже бывали. После них уходили в отставку правительства, однако сами румыны жалуются, что, несмотря на это, в стране мало что изменилось. Правда, политические обозреватели и журналисты отмечают, что нынешние события по накалу страстей похожи на революцию 1989 года, после которой пал режим диктатора Чаушеску.
Заставший те времена, умудренный опытом 44-летний адвокат Флорентин Сореску, правда, вспоминает, что тогда телевизор показывал пропаганду, а теперь хотя бы есть доступ к информации.
В одной фразе он передает все, что происходило тогда и происходит сейчас с румынским обществом: «Революция 1989 года была борьбой с диктатурой, а сегодня наше выступление — борьба с коррупцией, которая поразила все общество, как раковая опухоль».
«Нам не нужно, чтобы поменяли парламент — уйти должны все», — твердо произносит Марку, поднимая над толпой свой плакат «Политика на службе у народа».
Однако власть, хотя и знает о том, с какими лозунгами на площадь вышли люди, на большие уступки после отставки премьера Понты пока идти не спешит. В среду президент страны Йоханнес Клаус назначил временным премьером министра образования Сорина Кымпяну. По конституции он может исполнять свои обязанности 45 дней до назначения нового правительства страны.
В случае если кабмин не будет утвержден парламентом, Румынию ждут досрочные парламентские выборы. Клаус заявил, что «услышал протестующих» и собирается встретиться с представителями гражданского общества. «Я хочу услышать ваши желания и мнения», — сказал он в среду.
Однако вряд ли эти слова будут услышаны протестующими, предрекает дипломат одной из бывших республик СССР, работающий в Бухаресте: «Они не уйдут. Им нужна полная смена власти», — уверен он.