По данным Wahington Post, советники по национальной безопасности американского лидера Барака Обамы и высокопоставленные чиновники Пентагона последние недели рекомендовали направить в Сирию постоянный контингент военных специалистов. Военные советники ожидают, что усиление группировок повстанцев и курдов подтолкнет их к наступлению на столицу ИГИЛ (организация запрещена в России) в Сирии, город Ракка. А в Ираке войска смогут взять один из ключевых городов исламистов, город Рамади.
Издание The Hill приводит другие примеры рекомендаций президенту Бараку Обаме, уже по Ираку. Один из вариантов: американские военные в Ираке в рядах иракской армии смогут вызывать воздушную поддержку. Кроме того, обсуждается вариант, чтобы американские военные советники были ближе «земле», то есть прикреплены на уровне батальонов и бригад, а не отсиживались в штабах на уровне кураторов дивизий.
При этом советники не поддерживают радикальные меры вроде создания бесполетной зоны в Сирии, так как это потребует серьезного присутствия десятков тысяч солдат наземного контингента для защиты гражданских. Также это может напрямую столкнуть США с сирийским режимом и его военными союзниками — Россией и Ираном.
Решение по стратегии участия США в сирийском конфликте президент Барак Обама может принять уже на этой неделе.
Washington Post отмечает «значительный сдвиг» повестки Пентагона, ранее предлагавшего свернуть участие в локальных конфликтах за границей и сосредоточиться на глобальных угрозах вроде военного усиления Китая.
The Hill связывает рекомендации с озабоченностью советников, поскольку борьба с боевиками ИГИЛ зашла в тупик. Ранее в октябре The New York Times сообщил, что администрация президента США Барака Обамы закрыла программу по подготовке и экипировке сирийских повстанцев стоимостью $500 млн. По итогам шести месяцев подготовки было обучено и встало в строй всего 80 повстанцев вместо ожидаемых 5 тыс. Ожидается, что эти вопросы станут предметом дебатов на комитете конгресса по вооруженным силам.
Американские СМИ отмечают также беспокойство американских чиновников в связи с появлением первой жертвы конфликта среди солдат США.
22 октября NYT сообщило, что американские и курдские спецназовцы провели в Ираке операцию по освобождению заложников. Коммандос США на вертолетах и бойцы Иракского Курдистана с земли атаковали укрепленный лагерь боевиков ИГ неподалеку от города Хавиджа на севере страны. В результате операции были освобождены до 70 курдских заложников и захвачены несколько высокопоставленных боевиков, однако CNN сообщило о том, что в бою погиб один американский спецназовец. Этот штурм стал первой официально подтвержденной наземной операцией в Ираке с участием американских ВВС с момента начала кампании США и их союзников против ИГ. Во время операции погиб один американский военнослужащий — он стал первой жертвой среди американских военных после того, как США официально ушли из Ирака.
В Сирии подобные операции уже были: в мае 2015 года американский спецназ убил полевого командира Абу Сайяфа.
Международная коалиция во главе со Штатами бомбит боевиков ИГИЛ в Ираке и Сирии с воздуха с августа-сентября прошлого года. Официально Запад и их арабские союзники поддерживают оружием и авиацией умеренную оппозицию. При этом коалиция выступает как против ИГИЛ, так и против режима Башара Асада.
Россия официально вступила в сирийский конфликт на стороне сирийского режима 30 сентября. До этого западные СМИ несколько месяцев сообщали о резком усилении российского военного присутствия в регионе, однако Россия говорила о том, что помогает Дамаску только военными советниками для освоения законтрактованной техники.
Отношения Москвы и Запада резко ухудшились из-за разных позиций по конфликту.
Замначальника Генштаба Андрей Картаполов, который руководит операцией РФ в Сирии, говорил, что коалиция во главе с США вместо реальных ударов по боевикам занимается их «бутафорией».
На Западе же считают, что Россия, вопреки официальным данным Москвы, бомбит в большинстве случаев не ИГИЛ, а умеренные исламистские группировки и светскую оппозицию, поддерживаемую коалицией. Барак Обама утверждал, что Москва, нанося удары по умеренным противникам сирийского президента, лишь отодвигает политическое решение проблемы и способствует укреплению ИГИЛ.
Еще до вступления в конфликт в Сирии Москва оказывала военно-техническую помощь Багдаду, передав иракским властям несколько боевых самолетов для борьбы с ИГИЛ. В Багдаде также действует информационно-координационный центр России и Ирака по борьбе с терроризмом.
В то же время глава МИД России Сергей Лавров заявил в начале октября, что правительство Ирака пока не получало официальных запросов от России об осуществлении авиаударов по позициям террористов на территории этой страны.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин скептически относится к возможным военным действиям американцев совместно с иракской армией. «ИГИЛ нанес иракской армии гораздо более серьезное поражение, чем сирийской, и сегодня иракская армия представляет собой виртуальную силу», — говорит Храмчихин. Эксперт напоминает, что основную борьбу с ИГИЛ на территории Ирака ведут иранские шииты и их взаимодействие с США вряд ли возможно.