Тема заседания «Открытой трибуны» была посвящена отношениям России и Запада. Открывая мероприятие, спикер Госдумы Сергей Нарышкин поделился с присутствующими мнением, что все больше экспертов критикуют руководство США за провал «арабской весны» и другие просчеты: «Вряд ли это следствие одной лишь идущей предвыборной кампании».
Он также вспомнил о последних переговорах в нормандском формате и российской операции в Сирии. «Станет ли борьба против преступного «Исламского государства (организация запрещена в России)» (организация, запрещенная в России. — «Газета.Ru») шагом к восстановлению отношений или поводом для конфронтации?» — задал Нарышкин риторический вопрос.
Следом слово получил бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Он припомнил Европе и сражение на Чудском озере, и Полтавскую битву: «Могли мы выстроить другие отношения? Нет, наверное».
В речи парламентария прозвучали рассказы и про масонов, которые, по его словам, видели в России одну из главных угроз, и про ошибки российских императоров, порой якобы слишком мягко действовавших на международном поле. В финале Жириновский выступил с мрачным пророчеством:
«В скором времени будет сделана попытка столкнуть нас в третий раз с Германией! На двусторонней основе, без НАТО и США. Это будет июнь 2016 года, самое позднее — июнь 2017-го!»
На чем основана его уверенность, лидер ЛДПР не уточнил.
Большинство других собравшихся в своих выступлениях не делали таких дальних исторических отсылок и громких прогнозов, но критика в адрес Запада, разумеется, превалировала. И если высказывания в адрес Европы были более или менее сдержанными, то щадить США не стремился никто.
Замминистра иностранных дел Алексей Мешков уверенно заявил, что если бы не украинские события, то западные страны нашли бы и другие поводы для конфронтации с Россией. А все потому, что Москва отстаивает полицентричную идею мира. «Совершенно очевидно, что некоторые из наших коллег решили построить мир однополярный и подверстать под него все регионы», — категорично произнес Мешков.
Россия, продолжал дипломат, усилившись в нулевые годы, начала препятствовать реализации этого сценария, чем вызвала болезненную реакцию ряда партнеров. Тем не менее, объявил Мешков, выход из конфронтации есть: он состоит в конструктивной программе, которую Россия предложила по всему спектру европейских проблем.
Директор Института США и Канады Сергей Рогов заявил, что по набору инструментов давления на Россию сегодняшняя ситуация напоминает «холодную войну».
Более того, конфронтация с США будет длиться еще около десяти лет.
Это, по его мнению, проистекает из настроя американских политических элит. В стане республиканцев, говорил Рогов, сильны позиции неблагосклонных по отношению к России неоконсерваторов. «Если же на выборах победит Хиллари Клинтон (кандидат от демократов. — «Газета.Ru»), то ее позиция в отношении нашей страны не будет сильно отличаться от позиции консерваторов», — фактически поставил крест на возможностях Москвы наладить диалог с Вашингтоном эксперт.
Директор департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова предупредила, что начнет свое выступление с цитаты Пушкина. «Озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою. — Конституционные правительства хотят мира, а молодые поколения, волнуемые журналами, требуют войны», — продекламировала Захарова, очевидно желая сказать, что геополитические дебаты были не менее остры и в те времена.
От цитирования поэта Захарова перешла к критике западных СМИ, которые, по ее мнению, при освещении событий в Сирии не соблюдают собственные стандарты. По ее словам, в западных СМИ регулярно появляются цитаты от неназванных источников в Пентагоне, которые говорят о начале сухопутной операции РФ в Сирии, при этом журналисты не стараются добывать подтверждения фактов из других источников. «Мы всегда доступны! Кто-нибудь нам звонил? Никогда!» — посетовала Захарова.
Член Общественной палаты Сергей Марков призвал дать отпор «англосаксонскому империализму». Особенно он упирал на то, что необходимо стать более независимыми от Запада в плане интеллектуальной мысли.
Предложение этого представителя российской «интеллектуальной мысли» вызвало сдержанную критику главы Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова:
«Главное, чтобы самостоятельное мышление не превращалось в местечковое мракобесие, что у нас бывает и что мы наблюдаем по телевизору. Зерна от плевел надо отделять».
По мнению Лукьянова, западные страны сейчас переживают не лучшие времена. В Европе, по мнению эксперта, имеет место кризис «политической модели», когда в качестве альтернативы все больше начинают восприниматься ультраправые и ультралевые политические силы, которые ярко выделяются на фоне игроков, более тяготеющих к центру.
«США тоже пребывают в глубоком и крайне неприятном замешательстве. Это связано с тем, что Обама, судя по всему, уйдет с не совсем справедливой репутацией лидера, который ничего не смог сделать и спасовал перед внешнеполитическими вызовами», — рассуждал Лукьянов.
Ближний Восток, в свою очередь, погружается в «хаос»: «Сирию в том виде, в котором она была, мы точно не спасем». А значит, надо смотреть не на Юг, а на Восток. «Куда бросаться надо — это на Восток», — международник выразил опасение, что, увлекшись Сирией, мы забудем о прежних приоритетах нашей политики.
Рогов, в свою очередь, выразил уверенность, что возможность для кооперации с международным сообществом предоставляет именно Сирия:
«Если профукаем возможность с ИГИЛ, где же нам еще такого Бармалея, общего врага найти?»
Глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков, приведя в качестве примера успешного взаимодействия России и Запада решение иранской ядерной проблемы, отметил, что «это выборочное взаимодействие». «И вот в этом проблема — у нас очень узкий сегмент совпадающих интересов. Можем ли мы использовать эти сегменты?» Ответ у Пушкова уже был готов: «Не можем, а обязаны. Никакой речи о тотальной конфронтации не должно быть».