Если российские власти будут продолжать поддержку нынешнего президента Сирии Башара Асада, то это «изолирует их от международного сообщества еще больше», передает во вторник ТАСС слова пресс-секретаря Белого дома Эрнеста.
По мнению представителя американских властей, поддержка Асада будет противоречить задачам, выполняемым 60 странами, которые совместно с США входят в коалицию по борьбе с «Исламским государством» (экстремистская организация, запрещенная на территории России). При этом, по словам Эрнеста, интересы США и России не находятся «в полном противоречии с интересами остального мира».
«Ситуация вокруг Сирии, положение дел здесь очень серьезное. Так называемое «Исламское государство» контролирует значительные территории и Ирака, и Сирии. Террористы говорят о том, что уже замахиваются на Мекку, Медину, Иерусалим», — заявил Путин во вторник на саммите ОДКБ в Душанбе.
Директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов в разговоре с «Газетой.Ru» предположил, что каких-то конкретных действий против России не будет, однако готовность Запада ослабить санкции в случае урегулирования украинского кризиса может встретить дополнительные сложности:
«Украинский вопрос и наша политика в Сирии напрямую не связаны, но это дополнительный штрих, который ухудшает общее отношение к России среди элит западных стран. Снятие санкций, ослабление напряженности, восстановление сотрудничества могут встретить дополнительные препятствия».
Накануне Reuters со ссылкой на неназванных американских чиновников заявило о том, что Россия разместила семь танков Т-90 на авиабазе сирийских ВВС недалеко от Латакии.
Американское издание The New York Times пишет, что представители Пентагона полагают, будто Кремль вынашивает планы по превращению базы в точку, которая может использоваться для обеспечения правительства Асада вооружением и нанесения авиаударов.
«Мы зафиксировали передвижения людей и техники, которые дают основания предполагать, что база на юге Латакии может использоваться как база для дальнейших операций с воздуха», — приводит издание слова директора службы по взаимодействию с прессой министерства обороны США капитана Джеффа Дэвиса.
В свою очередь, глава российского МИДа Сергей Лавров недавно публично заявил, что поставки вооружения будут продолжаться. Дипломат подчеркнул, что Москва помогает сирийскому руководству так же, как помогает Ираку и другим странам, сталкивающимся с угрозами террористов. По версии российских властей, военнослужащие РФ действительно находятся в данном регионе, но лишь для того, чтобы помогать осваивать технику. В боях они не участвуют.
В то же время вице-президент Фонда Карнеги по исследовательской работе Эндрю Вайс сомневается, что западные правительства пойдут на серьезные меры: «Я не верю, что они готовы многое сделать, чтобы ослабить или остановить рискованный курс России, которым она следует», — цитирует эксперта The New York Times.
И США, и Россия считают ИГИЛ врагом, однако США считают таковым и Асада и требуют его смещения. Это подтверждается другими словами Джоша Эрнеста о том, что президенту Сирии «настало время уйти». Россия, в свою очередь, считает сирийскую армию единственной боеспособной силой, которая может вести войну с исламистами. Американские власти при этом выступают против участия сирийского лидера в борьбе с ИГИЛ.
По словам Арбатова, увеличение военной помощи Асаду и присутствие на территории Сирии российских военных, выполняющих обслуживающие и учебные задачи, может быть частью схемы для поддержки сирийского лидера:
«Я думаю, это делается для того, чтобы Запад умерил антиасадовскую оппозицию и согласился с его участием как минимум на первом этапе урегулирования ситуации и с дальнейшим выбором новых руководителей, которые всех устроят на следующем этапе».
The Washington Post также пишет, что Россия использует страх западных стран перед угрозой ИГИЛ и сопутствующей ей проблемой беженцев, чтобы выторговать для Асада еще немного времени в качестве президента Сирии.
«Путин показал себя превосходным тактиком во время сирийского кризиса, и сейчас он, судя по всему, видит шанс увеличить престиж и влияние своей страны ценой небольшого отдаления от международного сообщества», — приводит издание слова Айхама Камела, директора исследовательской группы Eurasiagroup.
В то же время, как сообщило в понедельник агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники, Россия с лета ведет переговоры об уходе нынешнего президента Сирии. Впрочем, член комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников утверждает, что это не так и что Россия не будет вести торга по поводу Асада, так как боится повторения событий в Ливии, где смещение, а затем уничтожение лидера страны породили еще больший хаос.
«США недовольны не столько поддержкой Россией Асада, сколько ее усиливающейся ролью на Ближнем Востоке, где она возвращает себе ранее утраченные позиции, — говорит бывший дипломат, хорошо знающий Сирию. — Сейчас для России главное — не участвовать в конфликте напрямую. Если, не дай бог, убьют нашего военного, то последствия будут тяжелыми».
Представители сирийской оппозиции уже заявляли, что будут расценивать наличие любых иностранных военных на стороне правительства Асада как цель, против которой можно вести военные действия.