Израильская полиция совместно с агентами службы безопасности «Шин-Бет» в воскресенье провели масштабные рейды в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан. Сообщается о задержании как минимум девяти человек в поселении Адей-Ад, задержания проводились также в соседнем поселении Кочав Кошахар. Задержанные поселенцы подозреваются в причастности к совершению террористического акта против жителей расположенной неподалеку арабской деревни Дума.
31 июля неизвестные в масках проникли на территорию деревни и закидали несколько домов «коктейлями Молотова». Жертвами начавшегося пожара стали члены одной из проживающих в деревне семей. От полученных ожогов на месте скончался полуторагодовалый Али Давабше.
Остальные пострадавшие — его отец, мать и четырехлетний брат — были экстренно доставлены вертолетом в израильский медицинский центр «Тель Хашомер». В субботу было объявлено, что от полученных ран скончался отец малыша Саид Давабше. За жизнь остальных жертв продолжают бороться врачи.
Главная версия случившейся трагедии — террористический акт, совершенный ультраправыми еврейскими группировками. На подожженных домах были обнаружены надписи: «Месть», сделанные на иврите. По словам жителей деревни, нападавшие пришли со стороны еврейских поселений.
Это не первый случай подобных нападений, однако на этот раз трагические последствия нападения заставили израильские власти впервые обозначить «еврейский терроризм» в качестве серьезной проблемы и начать активные действия по пресечению подобных действий. Дополнительным поводом для акций израильских властей стал инцидент во время проведения иерусалимского гей-парада 30 июля, где придерживающийся ультраортодоксальных религиозных взглядов житель Иерусалима Йишай Шлисселль напал с ножом на участников шествия. В результате ударов, нанесенных религиозным фанатиком, скончалась 16-летняя девушка Шина Бланки.
Продолжавшаяся десятилетиями оккупация арабских земель и сохраняющийся военный и отчасти полицейский контроль Израиля над палестинской территорией, а также чрезвычайно болезненный вопрос о строительстве еврейских поселений и отношениях поселенцев с местными жителями продолжают быть источником серьезного напряжения. Сосуществование в условиях многолетнего противостояния, когда формами, в которых проявляют свой протест палестинские активисты, часто оказываются именно нападения и теракты, не могло не привести к тому, что подобная «культура терактов» стала восприниматься и жителями поселений.
Поскольку вопрос о поселениях так или иначе постоянно фигурирует в мирных переговорах по урегулированию палестинской проблемы, а нынешнее правительство Биньямина Нетаньяху сформировано с участием правой партии «Еврейский дом», имеющей опору среди поселенцев, вопрос об учете позиции еврейских жителей Западного берега реки Иордан всегда был особенно деликатным. Впрочем, сейчас с этой деликатностью, похоже, решено покончить.
Террористическая атака на арабскую деревню, последовавшая после резни на гей-параде в Иерусалиме, по-видимому, оказалась переломным моментом в отношении к активности ультраправых экстремистов со стороны государства. Гибель жителей деревни вызвала почти единодушное осуждение у жителей страны. Вскоре после теракта Биньямин Нетаньяху позвонил руководителю палестинской администрации Махмуду Аббасу и выразил свои искренние соболезнования в связи со случившимся, а также пообещал, что совершившие злодеяние будут найдены и предстанут перед судом. В разговоре с Аббасом Нетаньяху призвал палестинского лидера «вместе бороться с терроризмом вне зависимости от его происхождения». А позже в комментарии назвал случившееся «достойным осуждения чудовищным актом терроризма во всех его отношениях».
С обращением к жителям Израиля и народу Палестины выступил президент Израиля Реувен Ривлин: «К моему сожалению, мы до сих пор были слишком беспечны в нашем отношении к еврейскому терроризму. Мы, по-видимому, не смогли осознать, что имеем дело с твердой и опасной силой, намеренной разрушить те мосты, которые мы строили с таким трудом». От поджигателей в деревне Дума решили резко отмежеваться и ультраправые партии.
Лидер партии «Еврейский дом» Нафтали Беннетт, возглавляющий министерство образования Израиля, написал колонку для The New York Times, в которой, обращаясь к американским читателям, объяснял, что при всем неприятии идеи самостоятельного палестинского государства их партия не имеет ничего общего с кучкой отщепенцев, совершающих поджоги и убийства. Он обвинил исполнителей преступления и группы их сторонников в «осквернении Бога, нашей религии и еврейского народа».
В качестве одной из важных мер, подчеркивающей решительность Израиля, стало распространение на израильтян, подозреваемых в совершении нападений террористического характера, норм, действовавших прежде против подозреваемых в терроризме палестинцев.
Полиция и спецслужбы получают право задерживать подозреваемых и заключать их под стражу без проведения суда. Именно эта мера применена в отношении всех, кто был задержан в ходе рейдов на Западном берегу. Пока риторика и действия израильских властей свидетельствуют о желании всеми способами исключить даже намек на возможность поддержки нападений на палестинцев.
До этого многие высказывали подозрения в сознательном попустительстве властей, так как ни один прежний случай поджога палестинских домов не завершился вынесением приговора виновным. Однако жестокое убийство оказывается поступком, находящимся за гранью возможной терпимости. И похоже, слова «еврейский терроризм» теперь введены в официальный оборот израильской политической риторики и могут использоваться не только арабскими и ультралевыми политиками.
«Пожалуй, в данном случае можно говорить о том, что количество переросло в качество, — говорит директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. — Израиль уже не может игнорировать ситуации, когда из-за действий ультраправых снижается поддержка не только в отдельных странах, как это происходит в Европе, но и среди многих еврейских общин в мире».
По словам эксперта, позиция либерально настроенных евреев всегда была важным фактором для поддержки Израиля в мире. «Особенно это надо учитывать, поскольку многие ортодоксальные общины, например лондонская, традиционно не поддерживали нынешнее еврейское государство. Левые и либеральные евреи относились к Израилю с некоторым скепсисом, но все же с симпатией. Из-за поправения израильского политического спектра в 1990-х от этой симпатии остается все меньше», — говорит эксперт.
Некоторые шаги Израиля оказались особенно чувствительными для еврейских общин, например расстрел гуманитарной флотилии, направлявшейся в Газу, на борту которой в 2010 году находилось немало еврейских левых активистов. Неоднозначно был воспринят и призыв к французским евреям переселяться в Израиль, с которым после терактов в «Шарли Эбдо» выступил Биньямин Нетаньяху.
«Иногда какое-то событие оказывается поворотным пунктом, но в данном случае все копилось годами. Израильские власти решили, что им надо срочно что-то делать со своим имиджем», — заключает Кагарлицкий.