Шестой флот США создает подразделение, в задачу которого входит управление структурами ПРО в Европе. Эта задача поставлена перед формируемой целевой рабочей группой-64 (Task Force-64), которая войдет в командные структуры Шестого флота. Группе будет поручено оперативное и тактическое командование элементами ПРО, которые включают наземные базы в Польше и Румынии. Состав и структура целевой группы пока не объявлены. Известно, что возглавить группу должен капитан (для этого в структуре Шестого флота предусмотрено появление дополнительной командирской должности). Кроме того, у группы создается свой планирующий штаб. Группа будет сформирована к октябрю, а местом ее расположения определен Неаполь, где расположен штаб Шестого флота США.
Таким образом, американские военные переходят на новый организационный этап в координации управления ПРО. Американское командование считает, что для оперативного и тактического командования европейскими элементами ПРО пока будет достаточно компетенций флотского капитана.
То, что ответственным за управление европейскими элементами ПРО оказывается именно флот, имеет свои организационные объяснения.
Сейчас, помимо наземных баз ПРО, строительство и ожидаемый ввод в строй которых вызывают резкое раздражение России, система включает также подразделения военных кораблей, оборудованных противоракетами и радарами Aegis. Корабли базируются на базе ВМФ США в испанском порту Рота.
В морскую группировку ПРО входят три эсминца: «Росс», «Дональд Кук» и «Портер». Вскоре к ним должен присоединиться еще один эсминец — «Кэрни», однако, возможно, его прибытие задержится, т.к. 18 июля он получил повреждения при неудачном пуске противовоздушной ракеты на учениях у берегов Вирджинии. Корабли регулярно совершают патрулирование в Средиземном море и, согласно официальным планам, должны противостоять возможной ракетной угрозе, исходящей из региона Ближнего Востока. Базы в Польше и Румынии, с точки зрения американского командования, оказываются дополнением к системе ПРО, уже управляемой флотом, а потому передаются ему в оперативное управление.
Наземные базы противоракетной обороны в Европе должны появиться в Румынии и Польше. Румынская база на аэродроме Девеселу уже фактически построена — ее полноценное вступление в строй намечено на осень этого года. Базу на территории Польши, которая будет располагаться вблизи города Слупск на старом аэродроме у Редзиково, планируют открыть в 2018 году.
Обе базы будут оборудованы системой слежения и управления ракетами Aegis Ashore разработки концерна Lockheed Martin (в варианте Aegis afloat они установлены на эсминцах, включенных в систему ПРО).
При этом в Польше и Румынии уже созданы базы материально-технического обслуживания ВМФ США, которые занимаются строительством базы. Известно, что нести службу на базах в США и Польше будут военнослужащие американской морской пехоты.
Заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев считает, что структура создается для технических целей.
«Корабли, оборудованные Aegis, не идентичны. Они имеют разный набор вооружений, разные возможности и техническое состояние. Кроме того, как и все корабли Шестого флота США, они подвергаются постоянной ротации. Должна была появиться структура, у которой есть точные представления, какими силами и средствами располагает группировка ПРО и какую задачу способна решить, в том числе с учетом и наземных элементов», — говорит Золотарев.
Военный эксперт Виктор Мараховский согласен, что речь идет об ожидаемом техническом решении.
«Базу в Румынии в этом году должны все-таки запустить, и кто-то должен осуществлять оперативное руководство этой структурой, так же как и решать все задачи, связанные с ротациями кораблей ПРО, — говорит он. — В целом решение и координация всех этих текущих вопросов и должно быть уровнем капитана флота».
По словам Мараховского, речь в данном случае идет лишь о решении оперативных вопросов и поддержании общей системы в рабочем состоянии, «а решение о ее применении будут принимать совсем другие люди».
Так или иначе, США начинают интегрировать командные структуры управления вооруженными силами в европейскую ПРО. Появляется конкретный человек, отвечающий за ее состояние и координацию. Что, по-видимому, связано с готовящимся полноценным запуском базы ПРО в румынском Девеселу. Москва неоднократно заявляла о том, что база ПРО в Румынии вызывает ее решительное неприятие. В рамках ответных мер называлась возможная переброска в Крым бомбардировщиков Ту-223, способных нести на борту ядерное оружие.
В Минобороны отмечают, что на данном этапе «признано достаточным» разместить в Крыму эскадрилью Ту-22М3, однако в перспективе количество самолетов может быть увеличено до одного полка.
Как уже писала «Газета.Ru», Россия предупреждала, что территория Румынии, бывшего союзника по Варшавскому договору, может оказаться под ударом в случае военного конфликта между Россией и НАТО. В июне заместитель секретаря Совбеза Евгений Лукьянов заявил, что страны, в которых размещаются элементы ПРО, «автоматически становятся нашими целями». До этого официальный представитель МИД России Александр Лукашевич говорил, что США превращают Румынию в «опорный плацдарм США и НАТО», хотя, по его словам, «Россия не представляет никакой угрозы для Румынии».