Соединенные Штаты близки к соглашению с Турцией, которое предусматривает введение «зоны безопасности» вдоль сирийско-турецкой границы. Согласно общим положениям плана, Турция и США при участии отрядов сирийской оппозиции должны вытеснить боевиков ИГИЛ (деятельность организации запрещена на территории России) из приграничных районов и обеспечить буферную зону протяженностью 68 миль западнее реки Евфрат в провинции Алеппо.
Детали плана пока не определены, однако фактически он означает, что США готовы допустить участие Турции в Сирийской гражданской войне.
Условия этого участия, впрочем, ограниченны. По сведениям газеты The New York Times, речи о создании бесполетного режима не идет. В этом случае зона ограничивала бы возможность проправительственной сирийской армии Башара Асада — единственной силы в гражданской войне, обладающей авиацией.
Новое соглашение может стать важным этапом сближения Вашингтона и Анкары с целью противостоять ИГИЛ. Несколько дней назад турецкое правительство разрешило США использовать военно-воздушную базу Инджирлик для нанесения ударов по позициям боевиков в Сирии. Ранее американские ВВС могли использовать базу только для разведывательных вылетов. Турецкие власти объясняют усиление своей активности возросшей террористической угрозой. 20 июля возле курдского культурного центра в городе Суруче прогремел взрыв, который унес жизни 32 человек.
Создание зоны безопасности может привести к усилению кризиса. «Реализовать планы по созданию буферной зоны реально, — говорит старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский. — Другое дело, что это фактически означает оккупацию сирийской территории».
Зона создается в сложном с этнической и религиозной точек зрения районе. «Вводиться же будут турецкие войска, где преобладают сунниты, которые относятся крайне пренебрежительно к людям других национальностей и других вероисповеданий, что чревато конфликтами», — говорит эксперт.
Кроме того, к этому району непосредственно примыкают территории, подконтрольные сирийским курдским. Создание зоны безопасности непосредственно затронет их интересы, а это серьезная военная сила, которая к тому же воюет против исламистов из ИГИЛ.
За турецкой инициативой просматривается желание воевать не только с ИГИЛ, но и с запрещенной Рабочей партией Курдистана. Последнее время поддержку сирийским курдам оказывал президент Иракского Курдистана Масуд Барзани. В свою очередь, сирийские курды помогали Курдской рабочей партии, поэтому удар Турции будет направлен против сирийских курдов тоже, объясняет эксперт.
Теракт в Суруче уже привел к резкому обострению отношений с РПК и фактическому срыву перемирия, действовавшего с 2013 года.
25 июля запрещенная РПК объявила прекращение многолетнего перемирия после того, как турецкие ВВС нанесли авиаудары по позициям боевиков в Северном Ираке. Нанесение ударов по ИГИЛ сопровождалось полицейскими рейдами в Стамбуле, целью которых помимо исламистов стали предполагаемые члены РПК. «Перемирие отныне лишено смысла, учитывая авиаудары, нанесенные армией турецких оккупантов», — говорится в заявлении РПК. Часть отрядов Курдской рабочей партии была отведена за рубеж, на территорию Ирака, но теперь, скорее всего, они будут отозваны обратно. «Конфликт с курдами просто неизбежен», — говорит Надеин-Раевский.
Сотрудница отделения иранистики Ягеллонского университета, курдолог Иоанна Бохеньска полагает, что нынешняя активность Турции объясняется намечающимся переломом в операции против ИГИЛ.
«Турция, разумеется, не собирается воевать с «Исламским государством». Точнее — собирается ровно в той же мере, в какой Турция собиралась воевать с Германией, объявив ей войну в 1945 году, то есть она также собирается оказаться на стороне победителей, хотя в течение всей войны помогала и той, и другой стороне», — говорит Бохеньска.
По словам эксперта, США последнее время сильно сблизились с Отрядами народной обороны Сирийского Курдистана. «Для Турции это проблема, потому что отряды связаны с Рабочей партией Курдистана. Курды в этом случае могут подвигнуть американцев добиться каких-то уступок со стороны Турции. Так что туркам теперь нужно воевать с ИГИЛ и не допустить, чтобы, оказавшись победителями, курды не потребовали слишком многого. Надо оказаться за столом, где будут раздавать карты после этой войны».
Кроме того, эксперт отмечает, что президент Турции Реджеп Эрдоган сейчас добивается новых выборов в условиях правительственного кризиса, «а террористическая угроза — прекрасный способ убедить граждан в том, что стране нужен сильный президент».