Авторы мониторинга основных событий социально-политической жизни регионов фонда отмечают, что июнь выделяется довольно значительным количеством конфликтных ситуаций в регионах. Прежде всего речь идет о конфликте мэров городов с губернаторами.
Наиболее показательными выглядят ситуации в Великом Новгороде и Петрозаводске.
Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев повторно переизбрался на свою должность в 2013 году. В конце мая этого года он был отправлен в отставку местной городской думой (голосами 23 из 26 депутатов). Официальная причина — длительное неисполнение вопросов местного значения. Отставку поддержал губернатор области Сергей Митин. Однако в июне этого года Новгородский районный суд вынес решение о признании увольнения градоначальника незаконным, так была нарушена процедура уведомления градоначальника об увольнении. У городских властей есть примерно месяц на апелляцию.
В аналитической записке к исследованию отмечается, что недавнее решение суда прерывает «длившуюся несколько лет традицию, в соответствии с которой суды брали сторону региональных администраций в конфликтах с градоначальниками».
Второй кейс — ситуация в Петрозаводске, мэром которого в том же 2013 году стала Галина Ширшина, баллотировавшаяся от партии «Яблоко». Ее конфронтация с главой Республики Карелия Александром Худилайненом длится достаточно давно. В июне этого года заксобрание региона отменило прямые выборы мэра в Петрозаводске, и в настоящий момент, все идет к досрочной отставке градоначальника. Однако эксперты «Петербургской политики» полагают, что сторонники Ширшиной перешли в «публичную атаку» против главы Карелии. В частности, там упоминается, что важным моментом для сторонников главы Петрозаводска стало ее участие в церемонии вручения Владимиром Путиным памятных знаков городам воинской славы в Кремле.
Источник «Газеты.Ru», близкий к Кремлю, поясняет, что ситуация неоднозначна: «Не вижу здесь серьезного психологического перелома. За два года позиции Ширшиной были ослаблены, но ее полной нейтрализации силами Худилайнена так и не произошло».
«Результаты конфликта в обоих случаях труднопредсказуемы», — считает Виноградов. Но по его мнению, от результатов этих двух конфликтов во многом зависит, продолжится ли развитие тренда и в других регионах.
Установку федеральной власти, сформулированную как «хватит воевать», основные игроки трактуют по-разному, объясняет Михаил Виноградов: «Мэры воспринимают это как то, что их нельзя прессовать, а губернаторы считают, что градоначальники должны признать свою подчиненную роль». По словам эксперта, чаще всего конфликт решается в сторону властей субъекта, однако власти могут решить, что губернаторов стоит и «поддавить».
Политолог Леонид Давыдов считает, что в связи с реформой местного самоуправления изменилась сама суть конфликтов. У горсоветов появились возможности давать «неудовлетворительные оценки» мэрам, а впоследствии снимать их. Раньше, чтобы снять неугодного главу города, использовалась практика заведения против них уголовных дел. Теперь же появилась «вариативность». А у глав городов в свою очередь появилась возможность отстоять свою правоту в суде, как это видно на примере Бобрышева:
«Появилась возможность снимать мэров не через «уголовку», а другими абсолютно законными путями. А те могут цивилизованным путем идти в суд».
Михаил Виноградов считает, что конфликты глав административных центров с губернаторами могут выливаться и в проблемы для глав регионов на выборах, так как их антирейтинг, как правило, сконцентрирован как раз в областном центре. Давыдов напоминает, что мэр регионального центра всегда весьма «сильная фигура» и при определенных условиях может составлять конкуренцию губернатору. И Ширшина, и Бобрышев являются мэрами, прошедшими через прямые выборы.
По мнению Давыдова, это наиболее яркие примеры подобного типа конфликтов, однако «в тлеющем виде» они существуют и в других регионах.
В мониторинге упоминаются также события в Красноярском крае, где советы депутатов Красноярска, Ачинска, Назарово и Манского района отказались вносить в уставы изменения, отменяющие прямые выборы мэров, несмотря на то что эти поправки были приняты на уровне регионального закса. Прокуроры городов обратились в суд с целью приведения уставов городов в соответствие с краевым законодательством. Кроме того, по мнению экспертов «Петербургской политики», эта дискуссия привела к политическому кризису в городском парламенте Красноярска.
В мониторинге также отмечается, что на Сахалине начался сбор подписей за отставку Лады Мудровой, главы второго по численности населения города — Корсакова. Согласно аналитической записке, это происходит «при моральной поддержке областных властей». Напомним, что главой области сейчас является Олег Кожемяко. Он занял эту должность в марте этого года, предыдущий сахалинский губернатор Александр Хорошавин был снят с должности в связи с утратой доверия президента. Этому предшествовал его арест в связи с возбуждением дела о получении взятки.
Давыдов считает, что конфликты после отмены прямых выборов не исчезли, а перешли на уровень элит. «Они никуда не уходят, так как проистекают из экономических факторов. А борьба за контроль над муниципальными бюджетами в условиях кризиса только обостряется», — поясняет эксперт.
Виноградов отмечает, что, хотя муниципалитеты и были ослаблены реформой МСУ, говорить о полном устранении их «политической субъектности» преждевременно. «Проблема в том, что пока не появилось жизнеспособного алгоритма решения конфликтных ситуаций», — заключает политолог.
Директор Института региональных проектов Николай Миронов считает, что с сокращением прямых выборов конфликтов становится меньше (и они становятся по большей части кулуарными), но при этом исчезает самоуправление: градоначальник фактически превращается из политика в чиновника.