Франция и Россия могут вскоре поставить точку в затянувшейся истории с кораблями-вертолетоносцами типа «Мистраль». О том, что обе стороны достигли соглашения о размере компенсации, сообщил агентству РИА «Новости» источник в военно-технических кругах.
«В течение июня удалось выйти на согласованное предварительно с обеих сторон решение о сумме выплаты Францией компенсации России за непоставку «Мистралей». Предварительно — потому что решение должно быть одобрено теперь правительствами двух стран», — пояснил собеседник агентства.
Судьба «Мистралей» обсуждалась на самом высоком уровне. По информации «Газеты.Ru», этот вопрос поднимал и во время встреч с российским президентом экс-президент Франции Саркози. Ранее российская сторона грозилась обратиться в международный суд.
Представители французской стороны, сообщало издание ChallengeSoir, настаивали на том, чтобы общий размер компенсации не превышал миллиард евро, иначе это вызвало бы болезненную реакцию во французском обществе.
Власти Франции объясняли, что контракт предусматривал максимальную неустойку в 250 млн евро, однако российская сторона настаивала на гораздо большей сумме — выплате уже заплаченного аванса в размере 890 млн евро, а также дополнительно 300 млн евро как компенсацию убытков для создания портовой инфраструктуры и адаптации судов под российские вертолеты Ка-52. Российская сторона также потребовала, чтобы Франция выплатила 60 млн евро за оборудование, установленное на обоих кораблях.
В то же время российская сторона уже объявила, что собирается строить собственные вертолетоносцы, которые не будут копировать «Мистраль». Об этом в мае заявил зампред председателя Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев.
Достижение соглашения дает возможность Франции продать корабли третьей стране. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что пристроить корабли будет трудно: «Французскому флоту они не нужны, и вероятность того, что они там окажутся, невелика», — говорит эксперт.
Что же касается других стран мира, то и здесь могут быть проблемы: «У всех свои потребности, а этот корабль был сделан под российские нужды», — говорит эксперт.
Кроме того, скандальность сделки, связанной с «Мистралями», наверняка будет отпугивать потенциальных покупателей.
Контракт на строительство двух «Мистралей» — они получили названия «Владивосток» и «Севастополь» — был подписан «Рособоронэкспортом» и французской компанией DCNS в июне 2011 года. Общая сумма контракта — 1,5 млрд евро. Многие сомневались в целесообразности закупки дорогих импортных кораблей и даже называли ее жестом благодарности со стороны России. Так, занимавший тогда пост президента Франции Николя Саркози способствовал мирному урегулированию российско-грузинского конфликта.