Минск, маршрутное такси, конец рабочего дня. Подвыпивший мужик громко, на весь салон, рассуждает: «У нас на выборы идут те, кому деньги дали. На Западе дали или в России. И будут теперь делать вид, что выборы демократические. Те, кому на этих выборах денег не дали, те за бойкот выборов. Хотя в 2010 году сами баллотировались».
Остальные пассажиры в дискуссию не вступают: публичное обсуждение политических вопросов в Белоруссии дело небезопасное. Однако подвыпивший пассажир прав: за несколько месяцев до выборов президента начинает повторяться сценарий 2010 года. Белорусские оппозиционеры за два года переговоров так и не сумели договориться о едином кандидате от демократических сил. А потому снова отправляются на выборы по принципу лебедя, рака и щуки. Если в 2010 году на кресло президента претендовали десять кандидатов, то в этом их явно будет не менее пяти.
Выборы главы Белоруссии пройдут 11 октября. Сперва называлась дата 15 ноября, но потом власти решили провести мероприятие пораньше. Официальная версия – «так удобнее». Версия оппозиции: осенью резко подскочат коммунальные тарифы, так что власть хочет «закрыть вопрос» до начала отопительного сезона. Вторая версия выглядит более убедительно.
О намерении побороться за пост президента уже заявили председатели Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич и Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, филолог и один из руководителей Общества белорусского языка Елена Анисим, член Белорусской социал-демократической партии Татьяна Короткевич, безработный Юрий Шульган и лидер оппозиционных коммунистов Сергей Калякин. Ну и разумеется, сам Александр Лукашенко.
Пока самые заметные предвыборные кампании проводят Анатолий Лебедько и Татьяна Короткевич. Сергей Гайдукевич – многолетний «спарринг-партнер» Александра Лукашенко, регулярно участвует в выборах демонстративно на контрасте с демократическими кандидатами. Заявляет о своей небывалой популярности, получает свои 3% голосов и затихает до следующих выборов.
Предвыборная активность Сергея Калякина и Юрия Шульгана пока практически никакая. Зато быстро набирает популярность Елена Анисим, которая поставила себе цель объединить националистические силы. То есть тех избирателей, которых в равной мере не устраивает и цепляющийся за власть Александр Лукашенко, и страдающая политической импотенцией титульная оппозиция.
Уже достаточно давно говорилось о том, что президентские выборы 2015 года в Белоруссии могут стать своего рода дебютом женщин-политиков. Наиболее активно идею «женщина — лучший президент, чем мужчина» продвигала глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. Но она в этих выборах решила не участвовать по семейным причинам. Летом 2014-го о своих планах баллотироваться в президенты заявила 51-летняя Елена Анисим. Уже этой весной выдвинулась еще одна женщина-кандидат — активистка гражданской кампании «Говори правду», представитель социал-демократов 38-летняя Татьяна Короткевич. Кандидатом в президенты ее выдвинул альянс «Народный референдум» (он объединяет «Говори правду», Белорусскую социал-демократическую партию, «Белорусский народный фронт» и движение «За свободу»). Это выдвижение наделало много шуму: многие не понимали, почему «Народный референдум» вдруг выставил малоизвестную Короткевич вместо очевидного лидера – хорошо известного в стране поэта Владимира Некляева.
Прежде женщины на высший государственный пост в Белоруссии не баллотировались — и присутствие сразу двух кандидатов-женщин, безусловно, бросает вызов патриархальному белорусскому обществу. Причем в личном общении они выглядят более уверенными в успехе, чем их соперники-мужчины.
«Я назову несколько причин, почему мы уверены в нашем успехе. Первая: мы объединили две кампании — президентскую этого года и парламентскую следующего — в единый двухлетний марафон. И сегодня выдвинули не только меня кандидатом в президенты, но и формируем единый список на парламентские выборы следующего года, — сказала Татьяна Короткевич «Газете.Ru». — Вторая: я единственная сегодня, кто представляет объединенную оппозицию. И мы знаем, что это не исчезнет на следующий день после выборов, а будет лишь укрепляться в рамках нашей стратегии. Третье: мы единственные, у кого готовы команды, и наши идеи уже известны и поддержаны обществом.
И последнее: сегодня в обществе очевидно есть высокая потребность в новых лицах в политике. Я такое новое лицо. Все это вселяет в меня и мою команду уверенность в нашем успехе».
В свою очередь, Елена Анисим ответила на вопрос «Газеты.Ru» о том, почему она опирается именно на националистические силы в белорусском обществе. «Это течение в потенциальном плане очень сильное, но размытое в плане организационном. Именно потому, что на политическом поле нет четко очерченной национальной силы, а она должна там быть, я и дала согласие опираться на национально ориентированное течение. Даже если оно сегодня не очень сильное, его можно и нужно объединить», — сказала Анисим.
Еще одна своего рода «инновация» нынешних выборов в Белоруссии — то, что в них может принять участие явный фрик (если зарегистрируют, конечно). Юрий Шульган позиционирует себя как «кандидат от партии тунеядцев». Декрет о тунеядцах был подписан Лукашенко 2 апреля 2015 года и затронул, по оценкам самого президента, около полумиллиона белорусов. Их интересы и собирается отстаивать необычный кандидат.
«После того как я узнал, что принят декрет о тунеядцах, я решил порвать со своим тунеядским прошлым и трудоустроиться. А в этом году открылась как раз вакансия президента Республики Беларусь. «Почему бы и нет», — подумал я, ведь для того, чтобы принять участие в конкурсе на эту должность не требуется ни определенного стажа, ни специального образования — только паспорт. Поэтому я и решил включиться в гонку, —
говорит Юрий Шульган. — На это мое решение повлияло то, что оппозиционные партии не смогли договориться о едином кандидате от демократических сил. Возможно, что сыграли здесь чьи-то узкопартийные амбиции или еще что-то. Поэтому я и подумал, почему тогда я не могу стать тем самым единым? Я тоже амбициозный человек».
Однако, несмотря на «гендерную атаку», активизацию националистов и прочие нестандартные действия оппозиции, мало кто из наблюдателей сомневается, что Лукашенко в очередной раз одержит победу. Причем одержит без особого труда: напуганный украинскими событиями избиратель проголосует за стабильность в лице действующего «батьки». Соответственно, не будет массовых протестов и гражданских волнений, так омрачивших переизбрание Лукашенко 19 декабря 2010 года.
Однако на этот раз цель Александра Григорьевича не просто переизбраться на очередные пять лет. Для Лукашенко жизненно необходимо, чтобы Евросоюз и США признали легитимность его избрания этой осенью. Проблема в том, что Запад не признает проводящиеся в Белоруссии выборы с 1996 года, когда Лукашенко переделал «под себя» конституцию, провел очень спорный референдум, наделив себя неограниченными полномочиями, и разогнал законно избранный парламент.
После этого Александр Лукашенко не раз давал Западу повод считать его нелегитимным персонажем то из-за откровенно фальсифицированных выборов, то из-за кровавого разгона митингов протеста.
Однако на протяжении последнего года Запад постепенно лишает белорусского президента статуса «последний диктатор Европы». В ЕС пришли к выводу, что изоляция Белоруссии и ее руководства лишь подталкивает страну ближе к России. Помог и украинский конфликт, который позволил Лукашенко показать себя главным европейским миротворцем. В этой ситуации белорусский лидер, настаивая, что Россия всегда будет его главным партнером, все же отказался признать аннексию Крыма, стал выстраивать демонстративно дружеские отношения с Порошенко и отстаивать самобытность белорусской нации. Если после президентских выборов 2010 года против Лукашенко и его соратников были введены санкции, то теперь, наоборот, Брюссель пытается укрепить отношения с Минском. Европа полагает, что чем меньше изоляция Белоруссии, тем менее она зависима от России.
Некоторые наблюдатели уже называют предстоящие выборы «самыми скучными в истории Белоруссии».
«Скучными эти выборы можно назвать уже потому, что к ним никто толком не готовится. Казалось бы, предвыборный год, а мы видим падение уровня заплат и жизни населения, увольнения, рост курса валют, — говорит эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. — Власть при этом всячески старается не показывать, что этот год особенный. Наоборот, год представляется всем как год преодоления трудностей — уж в следующем мы ого-го как должны зажить! С другой стороны, оппозиция из-за ее разрозненности, хронического безденежья и страха перед Россией решила эти выборы провести «по-тихому». Все действия потенциальных кандидатов напоминают отбывальщину. Никаких ярких заявлений и разоблачений мы пока не услышали. Потому, к сожалению, итог выборов просматривается уже сейчас».
Есть, впрочем, и еще более пессимистичная точка зрения: сразу после переизбрания Лукашенко на пятый срок прекратится существование Белоруссии как независимого государства. Так считает известный белорусский бизнесмен, политик и трехкратный политзаключенный Андрей Климов.
«Выборы пройдут так: действующий президент останется, а на следующий день мы будем присоединены к РФ по крымскому сценарию. Нынешняя поддержка Россией Лукашенко и его режима — это исключительно чтобы присоединить Беларусь, чтобы не было проблем с этим присоединением. И только наивный человек сейчас может полагать, что мы не являемся следующим этапом после Крыма и Украины.
Украина еще сопротивляется, а у нас проблема в том, что за 20 лет режима все, кто мог сопротивляться, уничтожены или опущены ниже половой доски. Поэтому я думаю, что россияне все сделают в течение суток. Сразу после выборов мы станем российской губернией».