Сирийские повстанцы, принимающие участие в программе обучения, будут получать ежемесячно от $250 до $400 в зависимости от имеющихся навыков, лидерских качеств и успехов, продемонстрированных во время обучения, пишет USA Today со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона Элиссу Смит.
Пока речь идет лишь о 90 курсантах — представителях так называемых умеренных повстанцев, декларирующих отсутствие связей с радикальными исламистами, которых американские военные специалисты должны подготовить для борьбы против ИГИЛ (деятельность организации запрещена на территории России). До конца года Пентагон рассчитывает рекрутировать 3200 человек. Элисса Смит отказалась сообщить, когда и в каком составе подготовленные группы будут направлены в Сирию, сообщив лишь, что обучение длится несколько месяцев.
О начале подготовки сирийских повстанцев для борьбы с ИГИЛ было официально объявлено 8 мая 2015 года. Министр обороны США Эштон Картер назвал организацию тренировочных лагерей «критической частью» общей стратегии противостояния с ИГИЛ.
Ранее неоднократно сообщалось о том, что ЦРУ занимается подготовкой сирийских повстанцев. Пентагон намерен поставить дело более широко. В частности, сообщалось о желании министерства обороны США ежегодно в течение трех лет проводить тренировку до 5 тыс. бойцов. Впрочем, пока по-прежнему речь идет лишь о 90 повстанцах, начавших обучение.
Подготовка сирийских повстанцев сопряжена с большим количеством проблем.
Затруднения продиктованы сложностью сирийского конфликта. В стране, раздираемой гражданской войной, в которой правящему режиму Асада противостоят различные вооруженные группировки, американцы надеются, не вступая ни в какие договоренности с Асадом, подготовить силы, которые могли бы противостоять ИГИЛ, также воюющей с войсками Асада.
Пентагон ввел довольно жесткие требования к морально-психологическим качествам кандидатов. Эштон Картер специально подчеркнул, что важным итогом подготовки должно стать умение вести боевые действия, не нарушая международных законов.
Министерство обороны явно озабочено вопросом: как сделать так, чтобы натренированные американскими инструкторами бойцы в будущем сохраняли лояльность?
У американцев должна быть уверенность в том, что обученные военные не перейдут при удобном случае на сторону радикальных исламистов, а значит, они должны придерживаться умеренной идеологии. Найти же в рядах вооруженной оппозиции в Сирии бойцов, соответствующих таким критериям и готовых отправиться на обучение, довольно сложно. Кроме того, как пояснил в интервью CNN другой пресс-секретарь Пентагона полковник Стивен Уоррен, сам процесс «изъятия» с мест боевых действий сотен надежных, с точки зрения США, бойцов и отправка их на несколько месяцев в тренировочные лагеря сопряжены с техническими сложностями и несут в себе немалые риски.
«У нас достаточно пунктов подготовки и всего необходимого для них, но пока у нас мало курсантов, чтобы их заполнить», — пояснил Эштон Картер.
По данным Пентагона, о желании участвовать в подобной программе заявили 6 тыс. бойцов оппозиции, из них многоступенчатую проверку удалось провести лишь в отношении 2 тыс. кандидатов, 500 из которых были отсеяны. Как уже говорилось выше, из оставшихся 1,5 тыс. к подготовке приступило лишь небольшое меньшинство.
Весьма неопределенно выглядит и дальнейшая судьба курсантов. По словам Картера, США намерены помогать подготовленным бойцам в борьбе с ИГИЛ. В случае же, если с этими отрядами вступят в столкновение правительственные части, США, по словам Картера, «признает ответственность». Что это значит на практике — неясно. Эти можно считать сигналом Дамаску не трогать в будущем подготовленные США подразделения, задача которых — бороться с ИГИЛ.
Картер специально подчеркнул, что курсантов не будут обучать тактическим приемам, необходимым для ведения военных действий в других условиях, связанных с противостоянием регулярной армии Асада.
«Они не готовятся для этой цели. Их тренируют воевать с ИГИЛ. Это будет их главной миссией. И это один из главных принципов, по которым они отбираются для этой миссии», — заявил глава Пентагона.
Если эти отряды все же будут подготовлены, США намерены снабжать их оружием, но подчеркивают, что не станут поставлять им средства ПВО — авиацией в Сирии обладает только армия Асада.
Впрочем, если учесть, что ВВС США сами наносят воздушные удары по целям ИГИЛ в Сирии, это может рассматриваться и как мера предосторожности.
Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко называет попытку подготовить сирийских бойцов для борьбы с ИГИЛ «жестом безысходности». «Любое участие в гражданской войне чревато неожиданностями. Гарантировать, что подготовленные курсанты при переходе сирийской границы не переметнутся к ИГИЛ, крайне сложно, другой вариант, что натренированных американцами бойцов другие оппозиционеры могут просто перерезать за предательство». По мнению Малашенко, сейчас США, как и весь остальной мир, просто не готовы признать, что «ИГИЛ — это очень надолго и с этим придется жить».