В среду 55-летний принц Мухаммед бин Найеф, глава МВД, и 30-летний министр Мухаммед бин Салман, глава минобороны, были назначены правящим монархом на посты наследного принца и его заместителя. Это означает, что молодые саудовские принцы могут стать следующим поколением лидеров, которые будут управлять государством после ухода нынешнего руководителя страны.
Назначения двух принцев на ключевые посты в монархической иерархии завершают трансформацию власти в одном из самых закрытых государств мира, которая началась после смерти многолетнего правителя страны короля Абдаллы.
Первого в очереди по наследованию трона, принца Мухаммеда бин Найефа западные лидеры знают как достаточно приятного и открытого по саудовским меркам человека, который любит вспоминать учебу в США. Принц учился в Америке, но образования в университете не завершил. В то же время он посещал курсы ФБР, а также стажировался в британском Скотленд-Ярде.
Заместитель наследного принца, сын короля Салмана, Мухаммед бин Салман до прихода в военное ведомство сумел поработать в частном бизнесе, был советником своего отца и работал главой Совета по экономическим отношениям.
Эксперты отмечают, что оба наследника являются представителями силовых ведомств, что является важным фактором в контексте усиления противостояния между Саудовской Аравией и Ираном.
Сегодня саудовскую монархию в мире воспринимают как объединяющую силу для суннитских государств в противостоянии с шиитским Ираном.
Полем битвы для обоих государств является Йемен, где идет война между восставшими против правящего суннитского режима племенами хуситов, которых поддерживает Иран.
По словам ближневосточного аналитика Теодора Карасика, Мухаммед бин Найеф и Мухаммед бин Салман — фигуры, с которыми российскому руководству придется взаимодействовать, в случае если Саудовская Аравия будет искать новые подходы для решения сирийского конфликта. Он напоминает, что недавно тема Сирии обсуждалась между главой Саудовской Аравии королем Салманом и российским президентом Владимиром Путиным: «Саудовский король понимает, что у России есть ключи к ситуации в Сирии, но в то же время хочет, чтобы Россия поняла позицию Саудовской Аравии по будущему Сирии и судьбе Асада», — говорит эксперт.
В ходе перестановок был также отправлен с поста главы МИД страны принц Сауд аль-Фейсал, много лет работавший «челночным дипломатом» между Саудовской Аравией и Вашингтоном. Он считался личным другом президента Джорджа Буша и его отца.
Принц аль-Фейсал на недавнем саммите Лиги арабских государств выступил с резкой критикой политики России в арабском мире. Его речь стала ответом на зачитанное российскими представителями приветственное письмо Владимира Путина, в котором говорилось о необходимости решения конфликта в Йемене мирными методами. Фейсал заявил, что Россия сама способствует эскалации насилия в регионе, поддерживая режим Башара Асада.
Международные СМИ отмечают, что замена принца Аль-Фейсала на более молодого министра Аделя аль-Джубейра, который в настоящее время служит послом королевства в США, говорит о продолжении линии тесного сотрудничества с Вашингтоном. Правда, по словам главного научного сотрудника ИМЭМО РАН Георгия Мирского, степень близости к США не стоит переоценивать: «Саудовская Аравия не может занимать ни проамериканскую, ни пророссийскую позицию, иначе будут говорить, что она предает дело ислама».
В целом перемены в Саудовской Аравии в связи с приходом нового поколения возможны, но они будут очень медленными: «Саудовская Аравия будет здесь двигаться как черепаха». Саудовского монарха Мирский сравнивает с руководителем Политбюро в позднем СССР: «Это теократическое государство, где существует коллективное руководство, и все решения принимаются на основе консенсуса».