По данным экспертов SIPRI, военные расходы Украины в 2014 году составили $4 млрд и повысились на 23% по сравнению с 2013 годом. Если же сравнить эти данные с показателями десятилетней давности, военные расходы государства превысили 65%.
Нынешний доклад вышел через месяц после того, как эксперты того же института опубликовали ежегодное исследование относительно динамики экспорта и импорта вооружений. Эксперты ожидали увеличения закупочной активности постсоветских государств в связи с украинским кризисом и пишут, что уже 2014 год позволяет сделать определенные выводы. Так, Польша закупила 119 танков и заказала 40 крылатых ракет у США и 120 единиц самонаводящегося оружия у Южной Кореи. Эстония планирует закупить у Нидерландов 44 бронемашины, бывшие в употреблении. В планах Латвии закупка 123 единиц использованных бронемашин, только британского производства.
Авторы нового исследования ожидают, что в нынешнем году военные расходы Украины возрастут сразу в два раза, однако большая их часть будет не собственно военными, а социальными.
Правда, украинские власти собираются существенно увеличить расходы и непосредственно на вооруженные формирования, однако непобежденная коррупция заставляет усомниться в том, что даже эти средства дойдут до военных, которые сражаются на передовой.
«Украинский кризис фундаментально изменил ситуацию с безопасностью в Европе…» — отмечает один из авторов доклада Сэм Перло-Фриман.
Ожидается, в частности, увеличение военных расходов Польши, где в настоящее время проходит процесс модернизации армии. Как отмечают эксперты SIPRI, страна сможет добиться того, что расходы на оборону превысят 2% ВВП.
Достижение этого показателя — основное требование руководства НАТО к государствам, входящим в его состав, на фоне украинского кризиса. Большинство стран-членов это требование не соблюдают. Исключение составляют Эстония, Греция, США и Великобритания.
«Очень небольшое количество стран НАТО могут приблизиться к цифре в 2%, хотя давление в этом вопросе возрастает», — отмечают эксперты SIPRI.
Украинский кризис заставил увеличить расходы на военные нужды и нейтральные страны типа самой Швеции, где расположен исследовательский институт, хотя они все равно остаются ниже уровня 2000 года. Вместе с тем Стокгольм активизировал контакты с НАТО.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин подтверждает наблюдения шведских коллег. Это в первую очередь касается стран Балтии и Восточной Европы. Однако он уверен, что увеличение расходов имеет скорее имиджевый характер.
«Используя создавшуюся ситуацию, они стремятся повысить свое влияние за счет превращения в некие прифронтовые государства», — объясняет тенденцию Кашин. Реальной угрозы от России для Восточной Европы нет. Тем более что эти страны не оказывают сильного влияния на общеевропейскую политику, отмечает эксперт.
Речь в докладе идет и о самой России.
Эксперты выражают сомнения, что тяжелая экономическая ситуация позволит достичь заявленной цели увеличить военные закупки на 60% уже в этом году.
В докладе отмечается, что военный бюджет из-за падения цен на нефть уже снизился в этом году на 5%. Напомним, что, согласно программе перевооружения Российской армии, принятой до 2020 года, расходы по ней должны составить 23 млрд руб. Пока расходы по ней официально не сокращены.
Тем не менее, по мнению Кашина, хотя исполнение «первого периода программы всегда держится в жестких рамках», новая программа сроком до 2025 года, которая пока готовится в правительстве, «возможно, будет совершенно другой».
«Конечно, чтобы сохранить армию на современном уровне, все равно необходимы серьезные затраты для модернизации советского наследия, однако какие-то показатели, безусловно, будут отставать от тех, которые предполагались ранее», — полагает эксперт.
Что касается США, то, по данным экспертов SIPRI, военные расходы заокеанской державы упали на 6,5%, однако при этом они на 45% выше, чем в 2001 году незадолго до террористических атак на США.
По словам Кашина, для США и НАТО в целом гораздо важнее вопрос не размера военного бюджета стран — членов альянса, а характер и географическое дислоцирование их военного присутствия. Не так давно Штаты предполагали перенести центр тяжести своей внешней политики на Азиатский регион. «Они хотели сдерживать Китай», — объясняет эксперт. Однако новый очаг напряженности в самой Европе и необходимость активизировать политику на Ближнем Востоке серьезно меняют приоритеты американских властей.
Ранее эксперты отмечали, что США по-прежнему несут на себе главное бремя расходов в НАТО.